Доплата за скорость

Американский суд разрешил операторам США требовать с интернет-компаний доплату за то, чтобы их сайты загружались быстрее. Управлять интернет-трафиком хотели бы и российские операторы
Операторы США получили право самостоятельно регулировать скорость доступа к разным сайтам/ Smartmoney

Для «Мегафона» важно обеспечивать абоненту положительный клиентский опыт, поэтому ограничивать доступ к ресурсам, генерирующим большой интернет-трафик, оператор не готов, говорит его пресс-секретарь Юлия Дорохина. По ее словам, «Мегафон» предпочитает путь переговоров с интернет-компаниями, тем более что имеющихся у него частот достаточно, чтобы справляться с большими нагрузками.

Федеральный апелляционный суд США признал незаконными правила «открытого интернета», установленные Федеральной комиссией по связи (FCC). Тем самым у американских интернет-провайдеров появилась возможность взимать с порталов вроде Google или Netflix, содержащих «тяжелый» контент, более высокую плату, чем с сайтов, которые не генерируют большой трафик.

Правила FCC, введенные в 2010 г., обязывают всех операторов оказывать услуги на одинаковых условиях вне зависимости от того, что именно передается по сети. Поддерживает «сетевую нейтральность» и администрация президента США Барака Обамы. Но операторы США во главе с Verizon оспорили этот пункт правил FCC в суде, и судьи признали их правоту. В частности, судьи сочли, что широкополосный интернет-доступ нельзя считать услугой связи, а раз так, то и нормы, обязательные для телеком-операторов, их не касаются.

Представитель FCC не исключает, что комиссия оспорит решение суда. В противном случае видеопорталам, создающим большую нагрузку на каналы связи, придется смириться с дополнительными расходами либо попытаться переложить их на разработчиков контента.

В США около 32% интернет-трафика в пиковые моменты генерируют абоненты, смотрящие видео на Netflix, еще около 19% - принадлежащий Google видеохостинг YouTube. Их представители не прокомментировали ситуацию.

Споры о «сетевой нейтральности» давно идут и в России. МТС еще в 2010 г. пообещала установить биллинг, способный различать виды интернет-контента и тарифицировать их по отдельности. «Рынок голосовых услуг мобильной связи насыщен, индустрия растет в основном за счет передачи данных, а операторы до сих пор тарифицируют все данные одинаково, по мегабайтам, - объяснял «Ведомостям» тогдашний президент МТС Михаил Шамолин. - Если не изменить принцип тарификации этих услуг, мы рискуем упустить рынок». С тех пор и МТС, и другие крупные российские операторы уже установили на сетях системы DPI (Deep Packet Inspection), анализирующие интернет-трафик и позволяющие предоставлять абонентам доступ к части сайтов, блокируя или замедляя доступ к другим.

Пока МТС использует эту систему исключительно для того, чтобы блокировать доступ к запрещенным законом ресурсам, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Но МТС важно, чтобы ее услуги были качественными и сети не перегружались, продолжает он. Операторы вынуждены постоянно инвестировать в увеличение пропускной способности своих сетей и хорошо бы, если в этих инвестициях участвовали бы и интернет-компании: опыт США может способствовать решению этого вопроса, считает Солодовников. Другой выход - это работа с интернет-сервисами по модели разделения доходов, примеры такого успешного сотрудничества у МТС есть, например с Google.

И трафик передачи данных, и потребность в новой сетевой инфраструктуре ежегодно растут в разы, а доходы операторов - существенно медленнее, указывает пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. В частности, доходы «Вымпелкома» от мобильной передачи данных выросли за девять месяцев 2013 г. лишь на 32% к уровню годичной давности. Если так пойдет и дальше, то может реализоваться наихудший для телеком-отрасли сценарий: уровень развития сетей станет стремительно отставать от потребности в них, предупреждает она. В итоге пострадают в первую очередь абоненты. Операторы уже вынуждены ограничивать трафик, доступный на максимальной скорости, но в условиях драматически растущей нагрузки на сеть этого, по мнению Айбашевой, недостаточно. Покрывать затраты можно за счет абонента (как сейчас), но часть их можно переложить и на владельца интернет-ресурса, считает она. Есть будущее и у партнерств между операторами и интернет-компаниями: в частности, «Вымпелком» по соглашению с Google дал абонентам возможность использовать их мобильный счет для оплаты доступа к онлайн-магазину контента Google Play.

Представители Google и «В контакте», чьи видеосервисы одни из самых популярных в рунете, отказались от комментариев.