«Мечел» платит через суд

Первая грузовая компания добивалась от «Мечел-транса» возврата долга за аренду вагонов на 90,7 млн руб. через суд. Оператор начал платить после подачи исков
А.Махонин/ Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина подала в Арбитражный суд Москвы три иска к транспортной «дочке» «Мечела» - «Мечел-трансу» - на общую сумму 90,7 млн руб., следует из материалов суда. Один иск - на 13,4 млн руб. - был подан 23 декабря. Еще два - 27 декабря 2013 г.: на 30,9 млн руб. и 46,5 млн руб. соответственно. Заседание по иску на 30,9 млн руб. назначено на 17 февраля, по иску на 13,4 млн руб. - на 6 февраля. Иск на 46,5 млн руб. оставлен без движения до 14 февраля.

«Мечел-транс» задолжал ПГК за аренду вагонов, рассказал источник, близкий к одной из сторон разбирательства. Когда образовался долг, он не говорит. По его словам, сразу после подачи исков «Мечел» начал выплачивать долг и погасил основную часть. Представитель «Мечела» заявил, что у «Мечел-транса» кредиторской задолженности перед ПГК нет.

В 2012 г. «Мечел» перевез 43 млн т, следует из материалов горно-металлургического холдинга. В собственности у «Мечел-транса» 12 000 вагонов; сколько в аренде и кто арендодатель, компания не раскрывает. Сотрудники нескольких железнодорожных операторов, работающих с «Мечел-трансом», рассказывают, что компания неохотно платит не только ПГК, но и другим арендодателям. Сотрудник одного из железнодорожных операторов, сдающих «Мечел-трансу» вагоны, говорит, что несколько месяцев назад «Мечел-транс» попросил об отсрочке платежа за аренду вагонов на четыре месяца. Среди кредиторов «дочка» РЖД - Федеральная грузовая компания (ФГК), крупнейший арендодатель «Мечел-транса», говорит один из собеседников. Сумму задолженности он не называет, но, по его словам, «Мечел-транс» не платил ФГК несколько месяцев (представитель ФГК это не комментирует). Кредиторская задолженность перед ФГК соответствует условиям договора, говорит представитель «Мечела». Задолжал «Мечел-транс» за аренду вагонов и «Трансгаранту», говорит один из собеседников «Ведомостей», не называя сумму долга. Представитель «Трансгаранта» это не комментирует. Представитель «Мечела» затруднился оперативно уточнить сумму задолженности перед «Трансгарантом».

«Мечел-транс» не раскрывает финансовых результатов. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка в 2012 г. была 10,5 млрд руб., кредиторская задолженность - 3,7 млрд руб. Сам «Мечел» в тяжелом финансовом положении. За девять месяцев 2013 г. убыток «Мечела» составил $2,2 млрд, выручка - $7,8 млрд, EBITDA - $608 млн. Чистый долг компании, по данным на 6 декабря этого года, с учетом финансового лизинга составил $9,4 млрд, следует из материалов «Мечела».

Контрагенты «Мечела» не первый раз пытаются вернуть плату за свои услуги через суд. В августе 2009 г. один из подрядчиков «Мечела» - «Инжтрансстрой» (входит в «Трансстрой») - пытался отсудить у «Мечела» 2,6 млрд руб. за строительство железной дороги к Эльгинскому месторождению угля в Якутии (длина - 315 км). В итоге спор был решен в досудебном порядке: в конце 2009 г. «Мечел» расплатился за счет средств облигационного займа.