Техника ушла в минус

Российский рынок бытовой техники сокращается. Это вынуждает его крупнейшего игрока, компанию Indesit, искать новые рынки, например в Северной Африке
Российский рынок бытовой техники замедлился/ А. Рюмин/ ИТАР-ТАСС

Россия сегодня проходит не лучший период в своей истории. Мы ждали, что спрос вырастет примерно на 5% в 2013 г. Но в реальности он снизился», - сказал «Ведомостям» президент крупнейшего в России игрока на рынке бытовой техники Indesit Марко Милани. По его предварительным оценкам, в прошлом году спрос на бытовую технику в России снизился примерно на 5%. На рынок Европы и России приходится основная часть продаж Indesit; ранее компания называла российский рынок стратегическим. «Финансовый кризис продолжает влиять на Европу, и рыночный спрос был ниже ожидаемого. Тем не менее мы достигли хорошего результата», - сказал Милани. Предварительные результаты продаж за 2013 г. Indesit планирует объявить 12 февраля.

Рынок бытовой техники в России снизился в прошлом году, подтверждает гендиректор «БСХ бытовая техника» (российская «дочка» Bosch und Siemens Hausgerate) Ханс-Керстен Хрубеш. Основная причина негативной динамики рынка - ослабление рубля и других национальных валют к евро, говорит Милани. Indesit из-за валютных колебаний недосчитается примерно 50 млн евро операционной прибыли (EBIT) по итогам года. «Так что российский рынок не отличается от европейского. Сегодня я бы сказал, что ситуация на нем даже хуже», - добавил президент Indesit.

Похожая ситуация и на рынке электроники. «В целом рынок стагнирует, есть ощущение, что у людей стало меньше свободных денег», - говорит президент «Евросети» Александр Малис.

«К концу года кризисный эффект отложенного спроса закончился и рынок вернулся к обычным темпам роста», - заявляет Хрубеш. «Перспективы рынка вызывают большие опасения, учитывая сильное ослабление рубля и динамику спроса», - осторожен Милани.

Indesit ранее заявлял, что ищет новые возможности для роста. «В будущем мы можем выйти на рынки Северной Африки и Ближнего Востока. Я думаю о Египте [как направлении экспансии], это сердце региона. Наша продукция уже есть на египетском рынке, но мы хотели бы приобрести местного игрока, или самостоятельно инвестировать в производство, или создать партнерство, - говорит президент итальянской компании. - Проблема в том, что регион в данный момент социально и политически нестабилен».

Российские ритейлеры результаты продаж за 2013 г. пока не объявили. По итогам девяти месяцев крупнейший росcийский ритейлер бытовой техники и электроники «М.видео» отчитывался о резком замедлении прироста выручки - с 23% за три квартала 2012 г. до 12,2% за девять месяцев 2013 г. При этом в III квартале рост выручки замедлился до 10%. В сети Media Markt рост продаж крупной бытовой техники в 2013 г. «был таким же, как и по рынку в целом, и составил 5%», говорит представитель Media Markt Анна Трофимова. По данным аналитиков Euromonitor, объем рынка крупной бытовой техники в 2012 г. составлял 244,3 млрд руб., или 23,1 млн в штуках.