IKEA верит в традиционалистов

IKEA считает, что ее гигантские магазины, а не интернет по-прежнему будут обеспечивать ей основной рост продаж
Шведы не торопятся в сеть/ Pascal Guyot/ AFP

IKEA будет развивать проекты в онлайн-торговле в ближайшие годы, сказал исполнительный директор компании Петер Агнефьель The Wall Street Journal. Но достичь выручки в 50 млрд евро к 2020 г. крупнейший в мире продавец мебели хочет все же за счет традиционных гигантских магазинов. «Я думаю, в 2020 г. абсолютное большинство наших продаж будет по-прежнему в наших магазинах», - заявил Агнефьель.

В 2013 финансовом году, закончившемся 31 августа, выручка IKEA выросла на 3,2% до 28,5 млрд евро благодаря хорошим продажам в США и экспансии в Китай и Россию. Чистая прибыль ритейлера поднялась на 3,1% до 3,3 млрд евро. За отчетный год компания, бизнес-модель которой предполагает продажу товаров по наименьшим возможным ценам, снизила цены на 0,2%, хотя ранее прогнозировала снижение цен на 1%.

В последние годы IKEA стала своеобразным кумиром отрасли: ее выручка и прибыль росли, даже когда на основных рынках, в том числе в Европе, экономическая ситуация была неблагоприятной. Количество магазинов компании почти удвоилось за последние 10 лет. В 2014 г. ритейлер планирует инвестировать 2,5 млрд евро в магазины, фабрики и торговые центры. В 2013 г. инвестпрограмма IKEA составила 1,9 млрд евро.

Пока основные конкуренты, как Walmart и др., на одном из крупнейших рынков для IKEA, в Северной Америке, пытаются противостоять Amazon, наращивая долю онлайн-бизнеса и налаживая доставку, IKEA придерживается более сдержанной тактики, несмотря на то что все меньше покупателей хочет посещать традиционные магазины.

Количество визитов в магазины компании сократилось на 1% за год, несмотря на открытие пяти новых магазинов. Одновременно онлайн-трафик IKEA резко вырос: компания зафиксировала 1,3 млрд заходов на ее сайты, а каталог товаров был загружен пользователями почти 10 млн раз. В 2013 финансовом году IKEA запустила интернет-продажи в трех странах, и сейчас онлайн-магазин компании работает в 13 из 26 рынков присутствия шведской компании.

В 2014 г. IKEA хочет открыть больше десятка традиционных магазинов, но будут ли запущены онлайн-продажи на новых рынках, пока остается неясным. В России онлайн-магазин IKEA пока не работает. «Мы видим, что интернет- и онлайн-торговля растут, но в то же время, покупая новую кровать, многие люди сначала хотят ее попробовать, а если вы хотите купить диван, вам может захотеться потрогать обивку», - объяснил исполнительный директор IKEA.

Бизнес IKEA начинался как торговля по заказам через почту, и компания продолжает рассылать миллионы печатных каталогов каждый год. Ритейлер не раскрывает данных, какая доля продаж идет от онлайн-магазинов по сравнению с традиционными торговыми объектами или каталогами. Для достижения цели на 2020 г. интернет-коммерция будет важным фактором, говорит Агнефьель. Но, по его словам, IKEA рассчитывает на «сбалансированный» рост: «Для нас все сводится не к максимизации роста за короткий период времени, а к росту по всей цепочке создания стоимости».