Малый бизнес: Поддержка на местах


Я бы хотел начать с вопроса, как оценивать эффективность финансовых вложений в МСБ и насколько можно этим оценкам верить? Никто не будет делать инвестиций, не понимая отдачи. А в случае с бюджетными деньгами это вдвойне важно. Но я не очень верю в реалистичность оценок в этой сфере, как минимум, по трем причинам. Первая причина - инертность, сопутствующая всем нововведениям. Продемонстрирую это на примере введения упрощенной системы налогообложения в Москве. В 2007 г. компаний, которые работали по обычной системе, было больше в 2 раза. В 2009 г. их число сравнялось. В 2013 г. у нас 169 000 компаний, работающих по «упрощенке», против 124 000 компаний по обычной системе. То есть такие процессы в бизнесе не происходят в течение одного-двух-трех лет. Вторая причина - многофакторность. Очень тяжело сравнивать, насколько принятые меры реально отразились на конечном результате, потому что, скажем, на тот же объем налогов влияют макроэкономические параметры. И, наконец, есть меры, эффективность которых просто невозможно оценить. Например, месяц назад прошла Неделя предпринимательства, где мы впервые провели мастер-классы для школьников: к ним приходили успешные предприниматели и рассказывали, что такое бизнес и как им заниматься. Было очень много положительных отзывов. Но как оценить в рублях, если через 5-10 лет эти ребята начнут свой бизнес под воздействием впечатлений от этой встречи? Скажу о нескольких нововведениях, которые мы хотим запустить в 2014 г. Прежде всего, это электронный кабинет для бизнеса. Чем больше услуг в электронном виде, тем лучше и для снижения барьеров, и с точки зрения стоимости ведения бизнеса. Здесь требуются различные изменения, в том числе в нормативных актах и в законодательстве, чтобы передача всех уведомлений через электронный кабинет осуществлялась законно и учитывалась как информация, донесенная до предпринимателя. В идеале мы считаем, что такой электронный кабинет может заменить понятие юридического адреса. Мы хотим сделать интерактивную бизнес-карту Москвы, на которую будут нанесены все данные, которые есть у органов исполнительной власти Москвы. Если говорить о непосредственной финансовой поддержке, то мы считаем, что ее нужно оставлять, но в очень адресном виде. Поясню. Мы сейчас столкнулись с новой проблемой. В 2012 г. мы сделали максимально понятной и прозрачной процедуру выдачи субсидий. Но в этом году появились компании, которые рекламируют себя (в том числе и в интернете), предлагая получение субсидий от правительства Москвы за комиссию - кто в 10, кто в 20, а кто и в 30%. Причем это нельзя назвать незаконным бизнесом - они работают вполне легально, предлагая услуги по написанию бизнес-плана и по подготовке бумаг. Конечно, это не значит, что нужно отказываться от финансовой поддержки МСБ. Но нужно сделать так, чтобы таких посредников не появлялось. Настраиваемся мы на то, чтобы сфокусироваться на двух типах компаний: инновационных и социально ориентированных. Объясню почему. У инновационных компаний средний темп прироста выручки составляет 9% против 6% в традиционном бизнесе, а средний темп прироста прибыли - 25% против 12% в обычном. При этом расширение деятельности планируется на 61% против 21%, а объем продаж должен составить 24% против 5%. Пытаясь же поддержать социальный бизнес, мы пробуем убить двух зайцев: с одной стороны - поддержать бизнес, с другой - помочь решению проблем, связанных со здравоохранением, образованием, инвалидами и т. д. У нас разработан отдельный проект по облегчению доступа таким компаниям к финансовым ресурсам и дополнительным грантам и субсидиям через наш Фонд поддержки микрофинансовой деятельности. Если же говорить о Москве в целом, то в первую очередь для нас очень важен бизнес-климат. Без изменений среды, условий и снижения административных барьеров никакие меры поддержки не позволят изменить ситуацию с МСБ в Москве, вклад которого сегодня составляет 25%, т. е. меньше, чем нам хотелось бы, в то время как в крупных мегаполисах он составляет не менее 50%. Разумеется, важное значение мы придаем развитию инфраструктуры, причем хотим это делать не только самостоятельно, за госсчет, но и вместе с предпринимателями, банковскими и финансовыми структурами. В частности, мы сейчас рассматриваем проект, совместно с «МСП банком», по софинансированию и кредитованию нашего центра, который мы хотим сделать крупнейшим в Европе.

Сергей Морозов

губернатор Ульяновской области

В 2010 г. на поддержку малого предпринимательства у нас в общей сложности было направлено около 27 млрд руб. Сюда вошли и средства, вложенные самим малым бизнесом в субъекты малого предпринимательства. А уже буквально через два года объем возрос до 44 млрд руб. Что касается налогов - то если в 2010 г. мы получали 1,2-1,3 млрд руб., то в 2012 г. по спецрежимам налоговых платежей было внесено почти на 2 млрд руб. Поэтому, я считаю, меры государственной поддержки очень необходимы и играют важную роль в развитии экономики. Нужно ли от них отказываться? С моей точки зрения - нет, не нужно. Нужно ли их переформатировать? Да, нужно. Мы не впервые говорим, как важно все, что касается гарантийных фондов и региональных фондов поручительства, организаций микрофинансирования. Во-первых, это усилит мультипликативный эффект от вложенных средств без необходимости просить больше денег у государства. Мы подсчитали: если перейдем на эту систему, то на 1 руб. вложенных средств мы будем привлекать 7-10 руб. Во-вторых, выдавая субсидии, мы видим, что сама система забюрократизирована и непрозрачна и это часто вызывает всевозможные подозрения и обиды. При развитии этого направления здесь все будет максимально прозрачно. В-третьих, систему софинансирования в рамках государственных программ поддержки предпринимательства, особенно в сегодняшнее сложное время, надо корректировать. Область получает эти средства по схеме: 20% своих средств и 80% федеральных. Но почти в таких же пропорциях - 20/80 - мы передаем эти средства муниципалитетам, а им пока столько не потянуть. Поэтому для отдельных муниципалитетов мы снизили их софинансирование до 5%. А для некоторых недавно приняли решение, что их софинансирование вообще должно составлять 1 руб. Это дает им возможность поддержать существующие темпы развития. По темпам развития Ульяновская область - второй регион в Приволжском федеральном округе. А между прочим, там находятся такие монстры, как Самарская область, Татарстан, Башкирия, Пермский край. Еще один момент хочу отметить. Мы выделяем деньги малому бизнесу и подписываем соответствующие соглашения, а в течение года начинаем менять правила игры. Я даже не говорю про пресловутый ЕСН, хватает и без него. За последние пять лет было внесено четыре крупных изменения в действующее федеральное законодательство (прежде всего - в налоговое), а если посмотреть по мелочевке - то и еще 5-7. Я предлагаю ввести мораторий на изменения, ухудшающие условия ведения бизнеса, и принимать их раз в пять лет (в мировой юридической практике такая вещь есть). У малого бизнеса будет возможность выполнить все взятые обязательства, адаптироваться, встать на ноги и превратиться через некоторое время в средний бизнес.

Руслан Заливацкий

заместитель губернатора Калужской области

Если говорить об эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ), велик соблазн попросту сравнивать: сколько денег государство потратило и сколько в ответ получило. Мне кажется, ставить вопрос о такой простой взаимосвязи нельзя в принципе. Я считаю, что наша основная задача - сделать так, чтобы количество субъектов МСБ, индивидуальных предпринимателей увеличивалось, в том числе - за счет выхода их из тени. Что мы получили в Калужской области после решений правительства России, из-за которых на власть обрушились обвинения в разрушении малого и среднего бизнеса? Порядка 70% закрытых бизнесов или исчезнувших ИП - это бизнесмены, которые вообще не подавали отчетности и не вели свою деятельность. Они зарегистрировались, потом поняли, что возможны дополнительные санкции или начисления, и решили закрыться либо ушли в тень. Разумеется, никто не говорит, что принятые меры были популярными. Печально, что закрылось 30% действующих бизнесов. Но это было почти два года назад, а сегодня ситуация выправляется. В 2013 г. количество субъектов МСБ, которые получили от нас поддержку, составит более 500. Но поддержка в данном случае оказывается, что называется, штучная. И я считаю, что надо просто забыть о фискальном потенциале субъектов малого и среднего бизнеса, особенно экспортно-ориентированных. Думаю, что в регионах все-таки начнут применять налоговые каникулы. Эффект от них и просто от снижения налогов будет очень серьезным. Мы вступили в ВТО, и понятно, что прямые меры поддержки окажутся невозможными. Но кто мешает властям построить дорогу к предприятию или снизить арендную плату для субъектов МСБ? Мы буквально на днях подпишем соглашение о строительстве парка малого и среднего бизнеса. В его основе - идея формирования центра спроса на услуги микро-, малого и среднего бизнеса в сочетании с созданием инфраструктуры, не требующей капиталовложений со стороны предпринимателей. Это будут пространства для торговли промышленными товарами, и будет реализован проект «Экобазар». Малому бизнесу будут предложены малые производства, совмещенные с офисами и выставочными залами. Для среднего бизнеса - помещения от 1000 до 2000 кв. м. И поскольку в этом проекте активно участвует Корпорация развития Калужской области, мы снижаем затраты непосредственно инвесторов (им не придется нагружать предпринимателей арендной платой), что, в свою очередь, простимулирует их прийти в парк. В докладе, который мы готовим к Госсовету, хотелось бы обозначить еще несколько приоритетов в развитии МСБ. В их числе - господдержка программ развития инновационных территориальных кластеров. А в программе инновационного развития компаний с государственным участием мы хотим предложить компенсировать ряд затрат - таких, которые не восполняются в рамках программ поддержки инновационных, малых и средних предприятий. Речь идет о собственных затратах на НИОКР (сейчас компенсируются затраты на НИОКР, оплаченные сторонним организациям), а также о коммунальных расходах (сейчас компенсируются только арендные платежи). Можно говорить и о компенсациях затрат на патентование результатов интеллектуальной деятельности и затрат на оплату труда, которые составляют значительную часть расходов МСБ, особенно в инновационных отраслях.

Алексей Кожевников

заместитель губернатора Вологодской области

Мы в Вологодской области также снижали с 15 до 5% ставки и тоже видели позитивный эффект. В этом году мы даем нулевые ставки по кредитам и для уплаты страховых взносов за счет средств, которые зарабатываем на микрофинансировании. Сегодня стимулированием экономического роста занимаются три сегмента экономики. Это рынок внутреннего потребления - и здесь роль субъектов малого и среднего предпринимательства очевидно превалирующая. Вторая сфера - инвестиции. У нас, кстати, доля инвестиций в ВРП - одна из самых высоких в стране по 2012 г.: 43% при нормативе в 25%. И третье - поддержка экспорта. Выскажу даже немного крамольную мысль: стоит ли сегодня поддерживать предпринимателей, которые завтра не готовы стать экспортно-ориентированными? Мы вошли в систему глобальной торговли. Экономика нашего региона более чем на 80% зависит от конъюнктуры на мировых рынках (металлопрокат, минеральные удобрения и химическая продукция). Для нас ситуация с внешнеэкономической деятельностью - это даже не лакмусовая бумажка, а прямая зависимость от нее бюджета и региональной экономики. Может быть, мы придем к тому, что в сфере экспорта не просто появятся дополнительные инструменты поддержки МСБ - может быть, экспортоориентированность станет одним из критериев для поддержки. Однако нам интересны предприятия, занимающиеся импортозамещением. Я очень внимательно смотрю, что мы в регион завозим и из каких стран. И мы работаем с каждым предприятием, которое могло бы производить подобного рода продукцию. Они зачастую идут на контакт, а мы готовы оказывать им всяческую поддержку. У нас тоже негативная статистика по уходу предпринимателей. Но мы отметили, что около 60% ушедших работали в сфере транспорта, торговли и индивидуальных услуг. Это секторы, которые не создают физического объема производства в экономике. И мы считаем, что элемент чистки, прошу прощения за грубость, состоялся. По итогам года мы, потеряв порядка 10 000 предпринимателей, получили примерно на 15% больше налогов в региональный бюджет. Сегодня мы пытаемся сфокусироваться на поддержке именно производственного малого и среднего бизнеса, потому что уровень торговли у нас очень высок и ее доля в ВРП зашкаливает. Например, мы в конкурсную документацию вносим поправки и рекомендации о том, что бизнес должен быть направлен на производство. У нас в регионе два крупнейших кластера: «Северсталь» и «Фосагро» - полноценные металлургический и химический комплексы, начиная с профтехучилищ и заканчивая написанием дипломов для конкретного рабочего места. Мы создали с ними совместный проект внутрирегиональной бизнес-кооперации. В интернете появился региональный портал, где эти компании выкладывают свои заявки на услуги и товары, которые могли бы быть исполнены малым и средним бизнесом. По итогам такой активной работы объем участия нашего малого и среднего предпринимательства в поставках на крупные предприятия вырос на 15%. В денежном выражении это составляет около 9 млрд руб. ежегодно. Хотел бы поделиться нашим опытом - может быть, он кому-то пригодится. Мы пошли по схеме предоставления дополнительных гарантий и провели инвентаризацию неликвидного регионального имущества, которое сегодня находится у нас на содержании. Мы внесли его в уставный капитал нашей корпорации развития, а сейчас на конкурсной основе привлекаем местных предпринимателей, которые могли бы войти в совместные проекты по этим объектам, земельным участкам и незавершенным объектам капстроительства, чтобы понять их стоимость. Таким образом, в течение 2-3 лет мы сформируем дополнительный гарантийный фонд в лице нашей госкорпорации.

Алексей Комиссаров

министр правительства Москвы, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства