Брайан Чески: «Не хочу идти по чьим-то стопам», - Брайан Чески, генеральный директор Airbnb

Как популярный интернет-сервис бронирования квартир для туристов сражается с налоговыми инспекторами штата Нью-Йорк и справляется с буйными постояльцами
Брайан Чески, генеральный директор Airbnb/ David Paul Morris/ Bloomberg

Кафе Radius в Сан-Франциско - из разряда тех заведений, что стремятся потчевать только местными продуктами. Все ингредиенты выращены в радиусе 100 миль от ресторанчика. Есть некоторая ирония в том, что именно здесь мы встречаемся с 32-летним Брайаном Чески, который занимается бизнесом в глобальном масштабе.

Делить, как и завещано

Sharing economy, она же share economy, переводят как «долевая экономика» или «экономика участия». Идет игра слов: share - не только «доля», но и «делиться». Идея такой экономики проста: людям удобнее платить за ряд вещей, чем покупать, или делить расходы с другими, чем тратиться в одиночку. На этом принципе основаны сервисы по поиску попутчиков вроде Dovezu.ru (пассажирам ехать дешевле, чем в такси, водитель выигрывает на оплате бензина), аренды чего угодно, например Us.zilok.com. Можно даже найти исполнителя любых одноразовых задач. Реальный запрос с Youdo.com: устранить огрехи после косметического ремонта, подрезав две двери и проверив, почему не работают две лампочки.

Airbnb начиналась со сдачи в аренду трех матрасов, а стала лидером по сдаче квартир путешественникам. Через три года после ее основания в Нью-Йорке, по данным Techcrunch, больше людей останавливалось в домах и квартирах, снятых через Airbnb.com, нежели в лучших отелях Манхэттена. Сейчас проект, в который в свое время вкладывался фонд Юрия Мильнера DST Global, оценивается в $2,5 млрд

Он один из создателей веб-сервиса Airbnb, который позволяет арендовать кровати, комнаты, дома, корабли и целые замки, чтобы выспаться ночку-другую. За шесть лет Airbnb превратилась в компанию с капитализацией $2,5 млрд, предлагающую 500 000 вариантов ночевки более чем в 190 странах, - выдающийся пример «долевой экономики» (см. врез). Сервис может оказаться для отелей таким же опасным, как интернет-магазин Amazon для существующих в реальном мире книжных магазинов. К концу года Airbnb намеревается сдать больше коек, чем Hilton и InterContinental, вместе взятые, сдают за год по всему миру.

Неудивительно, что отельеры и регуляторы этой индустрии с большим подозрением относятся к деятельности сайта. В октябре прошлого года власти штата Нью-Йорк начали расследование в отношении компании. Им не нравится, что государство недополучает налоги, а деятельность компании фактически нарушает закон, принятый штатом в 2010 г., как раз когда сайт вовсю раскручивался. Согласно ему аренда квартир на срок менее 30 дней запрещена. Закон призван защитить соседей от постоянной смены жильцов в квартире рядом, да еще в отсутствие хозяина помещения. Конечно, Airbnb страхует ущерб третьим лицам, но компенсации не всегда хватает. Например, как в случае затопления постояльцем восьми этажей. Не говоря уже о шуме от некоторых туристов.

Это не первая попытка властей приструнить компанию. Осенью 2012 г. власти оштрафовали Найджела Уоррена, который через Airbnb сдавал квартиру на Манхэттене в краткосрочную аренду. Ему грозил штраф в $7000, суд сократил его до $2400, но осенью этого года сам Уоррен и Airbnb добились в апелляции отмены приговора.

«Я хочу бросить вызов статус-кво, но сделать это в конструктивном ключе, - рассуждает Чески, пришедший на встречу в толстовке. - Всегда были законы, созданные для бизнеса, а были принятые для людей. Долевая экономика вводит третью категорию: простые люди как бизнесмены. Непонятно, куда их отнести - к предпринимателям или физлицам».

«И сколько в вашем проекте хиппи?»

Прошлой осенью атака на Airbnb началась из города Олбани, штат Нью-Йорк. Можно сказать, удар нанесен из родных мест: детство Чески, сына социальных работников, прошло в окрестностях этого города. Мало что предвещало, что из Чески получится гроза отельеров. Мать хотела видеть его работником системы здравоохранения. Сам он в молодости обожал бесцельно набрасывать какие-нибудь рисунки, пока голова была занята другим. В конце концов Чески решил, что его призвание - искусство, и поступил в Rhode Island School of Design. Сначала увлекался созданием иллюстраций, потом переключился на промышленный дизайн. «Эта дисциплина учит эмпатии, - вспоминает он. - Прежде всего нужно почувствовать себя в шкуре заказчика и представить себе всю систему целиком».

В 2004 г. Чески устроился промышленным дизайнером в маленькую фирму в Лос-Анджелесе. Через три года он уволился, уложил все вещи в старенькую Honda Civic и погнал в Сан-Франциско, где присоединился к дружку со студенческих времен Джо Геббиа. Тот (какое совпадение!) недавно расстался со своей работой дизайнера. «Я осознал, что не хочу идти по чьим-то стопам, - говорит Чески. - Я сам хочу проторить свой путь». Но быт отвлекал от мыслей о будущем: доля Чески за аренду квартиры была $1150, а на счете у него была ровно $1000. Его приятель находился не в лучшей финансовой форме. К счастью, молодые дизайнеры сообразили, что через две недели в городе пройдет конференция Американского общества промышленного дизайна. С местами в гостиницах было напряженно. А у Геббиа было три надувных матраса. Так почему бы не превратить квартиру в отель по системе «матрас и завтрак»?

Сказано - сделано. Через три дня у друзей был на коленке сляпанный сайт, с помощью которого они нашли трех квартирантов: двух женщин - 35 лет и 30 лет - и 45-летнего отца пятерых детей. Каждый забронировал несколько ночей по $70. «А я-то был уверен, что к нам набежит куча 23-летних чуваков», - удивлялся Чески. Как бы то ни было, денег на продление аренды друзьям хватило. И еще им показалось, что они набрели на хорошую идею.

В начале 2008 г. они обзавелись еще одним партнером, выпускником Гарварда и бывшим программистом Microsoft Натаном Блечаржиком. Целью троицы стала жилищная проблема фестиваля в техасском городе Остин - South by Southwest. Он включает в себя три части: музыкальный фестиваль, интерактивную программу и кинофестиваль.

Был запущен простейший сайт: никаких отзывов, никакого бронирования, нет поиска, невозможно оплатить ночевку онлайн. «Мы нашли 50 добровольцев, готовых сдать жилье. И всего двоих желающих его снять. Одним из них был я», - шутит Чески. Остаток 2008 г. прошел в отладке сайта, чтобы сделать его максимально дружественным пользователю. Стив Джобс настаивал, чтобы в iPod можно было добраться до любой песни в три клика. Эта теория стала мантрой для начинающих бизнесменов.

На что они жили все это время? «Видели альбомы, куда складывают бейсбольные карточки? У нас были такие же для кредиток», - говорит Чески. Они выбирали лимит в $2000-5000, а когда по карточке переставали сниматься деньги, брали новую. Целый год ни один инвестор не обращал внимания на Airbnb. «Нам отказывали очень знаменитые бизнес-ангелы. «И сколько в вашем проекте хиппи?» - спрашивали они. Один известный инвестор потягивал свой коктейль, а когда тот кончился, просто встал и ушел посередине беседы», - признается Чески.

Перелом случился в 2009 г., когда Airbnb добилась признания калифорнийского бизнес-инкубатора Y-Combinator. Ребята получили $20 000 и три месяца, чтобы обкатать бизнес-модель. Привлечь серьезного инвестора можно было, только став, что называется, ramen profitable. На русский этот термин можно перевести как «стартап на дошираке», т. е. доходов от бизнеса должно быть достаточно, чтобы покрывать расходы на проживание его создателей. «Если б мы могли питаться только дошираком, сколько нам нужно было бы денег?» - задалась вопросом троица. Пальцем на запотевшем зеркале ванной Чески нарисовал график доходов, где «линия доширака» фиксировалась на $1000 в неделю.

В попытке понять, чего же не хватает Airbnb, партнеры каждые выходные летали в Нью-Йорк и селились в комнатах, снятых ими же самими через Airbnb. До них быстро дошло, что, во-первых, не обойтись без качественных фотографий жилья, а во-вторых, сайту следовало бы лучше координировать процесс передачи ключей и контролировать уборку помещений. Чем удобнее становился сайт, тем больше гостей из разных стран, вернувшись домой, сами начинали сдавать квартиры через Airbnb. Бизнес стал расти такими темпами, что в марте 2009 г. Sequoia Capital решилась инвестировать в него $600 000. С тех пор проект не раз получал многомиллионные инвестиции. В частности, в 2011 г. $100 млн вложил консорциум инвесторов во главе с инвесткомпанией Andreessen Horowitz при участии фонда Юрия Мильнера DST Global.

«И тут я понял, что у нас проблемы»

Поначалу Airbnb удерживала 5% с каждой транзакции. Сейчас она берет 3-12% с хозяев и около 9% с гостей. Как частная компания, Airbnb не публикует отчетности. Если верить Чески, каждую ночь с его помощью находят кров 60 000 человек. Плату каждого занизим до $50. Получается, в год сайт может зарабатывать $100 млн. Неудивительно, что у компании 700 сотрудников.

Пустить чужака в свой дом или же самому поселиться у незнакомых людей, будь то целая вилла или одна спальня в квартире, - развлечение на любителя. Не обходится без проблем. Дом в калифорнийском Глендейле, который рекламировался как «рай для шоуменов под открытым небом», превратился в место для тусовок. Только в октябре полиция принудительно закончила шесть вечеринок, одну даже с применением вертолета. А в 2011 г. в Сан-Франциско гость взломал замки и прихватил в собой все мало-мальски ценное, включая паспорт хозяина. В 2012 г. в арендованной в Стокгольме квартире обнаружился публичный дом.

Чтобы решить часть проблем, сайт публикует отклики не только гостей, но и хозяев. Таким образом они узнают о больных точках друг друга. Вдобавок Airbnb с помощью Lloyd's предоставляет для хозяев защиту от повреждения имущества, вандализма или воровства, совершенного гостем, на сумму до $1 млн.

Но самую большую головную боль Airbnb доставляют те, кто хочет сохранить статус-кво: отели и чиновники, которые никак не придумают, как обложить клиентов сайта такими же налогами, как гостиницы. Нью-Йорк стал не только самым важным рынком для сайта. Он превратился в поле знаковой битвы с властями, за исходом которой с интересом следят налоговики других штатов.

Закон, запрещающий сдавать квартиры менее чем на 30 дней, принят в Нью-Йорке ради борьбы с владельцами трущоб, превращающих их в нелегальные гостиницы. Но в половине случаев с помощью Airbnb в Нью-Йорке бронируется квартира целиком, а хозяин ночует в другом месте. Формально такая аренда также должна контролироваться законом. Когда закон принимался, около 500 сторонников Airbnb устроили акцию протеста у мэрии Нью-Йорка. Руководство сайта добилось встречи с городскими чиновниками, большинство из которых слыхом не слыхивали об этом проекте. «Они сказали: этот закон разрабатывался 4-5 лет, мы не собираемся его переписывать еще 4-5 лет. И тут я понял, что у нас проблемы», - вспоминает Чески.

Четыре месяца назад генеральный прокурор штата Нью-Йорк Эрик Шнайдерман разослал повестки всем 15 000 ньюйоркцев, сдающих квартиры через Airbnb. Власти подсчитали, что каждый из 40 самых активных арендодателей за три года выручил не менее $400 000, но не заплатил отельный налог. В Нью-Йорке он составляет 14,75%. Доходы же сотни завсегдатаев сайта могут составлять $54 млн за три года, итого казна недосчиталась $8,5 млн, уверяли чиновники. Их слова легли бальзамом на душу 30 000 работников гостиничных профсоюзов города.

Чески, естественно, уверяет, что счастлив оказать следствию любую помощь. Вот только происходящее «не выглядит как расследование, а смахивает на поиск жареных фактов», не удерживается он от сарказма.

Мол, не в первый раз за последние годы генпрокурор начинает громкое расследование - все они оканчиваются пшиком, как только компания соглашается заплатить немалые отступные. «Мы пытаемся прийти к соглашению. Это все, что я могу сказать», - темнит Чески. При этом Airbnb активно подает в суд протесты на действия Шнайдермана.

Официальная позиция компании - ее деятельность не выбивает налоговую базу, а, напротив, создает дополнительный бизнес-оборот, привлекая в Нью-Йорк туристов, которые не хотят или не могут себе позволить остановиться в городских отелях с их устрашающими расценками. «62% жителей Нью-Йорка только благодаря Airbnb могут выплачивать аренду за жилье или кредит», - утверждает Чески.

Долевая экономика настолько новое понятие, уверяет он, что его компании приходится прикладывать по всему миру немалые лоббистские усилия, чтобы власти принимали ее в расчет. Кое-где Airbnb терпит поражение. В Берлине с этого года закон требует получить разрешение на краткосрочную аренду, иначе хозяина ждет большой штраф. Конечно, бизнес Airbnb из-за этого не погибнет. Но закон покушается на свободу, лежащую в основе идеи, возмущается Чески.

«Да мы не против регулирования! Но мы за честное регулирование. Мы пытаемся подпольную активность, которая шла с помощью сайтов объявлений вроде Craigslist, вывести из тени. Мы хотим работать с городскими властями, чтобы упростить хозяевам уплату налога, - горячится Чески. - Нас спрашивают: почему бы просто не выплатить нужный налог? Так вот, в городах вроде Нью-Йорка вы не можете просто так взять и заплатить налог. Вы не можете отправить властям портфель, ломящийся от денег. Сначала вам придется изменить закон. Сложный процесс получения лицензий и разрешений создан для больших корпораций, а никак не для пользователей Airbnb».

«Я хочу жить в мире, где людям по силам стать предпринимателями или микропредпринимателями. Если мы можем ослабить барьеры и вдохновить людей, особенно в нынешних экономических условиях, - это же отличная миссия долевой экономики, - говорит Чески. - Не убивайте что-то восхитительное еще до того, как разберетесь, что это такое».