Политэкономия: Арктическая скрепа

«Чувство снега» обострилось. Госдеп вводит должность спецпредставителя по Арктике. В России создается арктическое Объединенное стратегическое командование. Интересы разных держав в Арктике, затоваренной бочкотаре - загрязненной выброшенными бочками из-под топлива, - никто не отменял. Здесь и геополитика, и история, и национальные мифологии, и отчасти экономика, хотя и с неясными энергосырьевыми и инфраструктурно-транспортными перспективами. Ну и, соответственно, военный интерес, сопровождающий интерес экономический и историко-мифологический. Отсюда и профильные войска, которым не грех добавить романтического, как северное сияние, флера.

Правда, есть скрепа помощнее арктической - религиозная. Государственный музей Арктики и Антарктики в Петербурге выселяют - под нужды церкви. Что еще раз подтверждает старую мысль: власть у нас - не монолит, внутри нее борются разнообразные течения. Не монолит и идеология - иногда скрестить одну скрепу с другой непросто. Всегда найдется победитель. Да и в будущем стратегическом командовании, глядишь, повторятся былые номенклатурные баталии: «Шмидт снял Папанина со льдины, а тот его с Севморпути». А уж после высказываний Дмитрия Киселева в последней телевизионной итоговой программе с намеками образца второй половины 1940-х гг. по поводу национальности отдельных представителей либеральной интеллигенции, а именно Игоря Иртеньева - Рабиновича, арктический миф пародийно возвращается через оптику Ильфа и Петрова: «Айсберги! - говорил Митрич насмешливо. - Это мы понять можем. Десять лет как жизни нет. Все Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи».

Семь лет назад российский флаг бросили на дно в районе Северного полюса - территория была помечена. Хребет Ломоносова объявлен продолжением Сибири, т. е. хоть и подводной, но исконной русской землей. Три года назад глава администрации президента Сергей Иванов сообщил, что шельф на территории хребтов Ломоносова и Менделеева - наш. И все потенциальные энергосырьевые богатства, соответственно, получается, тоже наши. Буквально полтора месяца назад в Уголовный кодекс РФ, эту реальную, а не номинальную конституцию страны, была добавлена статья, карающая за сепаратистские призывы. Одним из триггеров этого законотворческого порыва были высказывания Сергея Медведева о загрязнении Арктики и необходимости в этой связи передать ее под международную юрисдикцию.

В общем, Арктика сильно беспокоит руководство России, идущее на штурм далекого моря вроде бы без особых цели и смысла. А на самом деле - выковывающее скрепу, напитанную изнутри вечной мерзлотой сталинского арктического мифа и способную подготовить электорат к любым потрясениям. (Правда, лед может растопить паникадило - эта скрепа сильнее.) Арктический миф начиная еще с 1934 г. всегда включался, как дизельный мотор, когда нужно было сделать так, чтобы чего-то не было слышно: репрессий, голосов против, нытья сомневающихся и жалоб социально ущемленных.

Россия входит в Арктику - жди выборов или ищи серьезные проблемы внутри страны.