Якунин снова просит


РЖД снова просит правительство о дополнительной господдержке из-за замораживания тарифов. В интервью ИТАР-ТАСС президент железнодорожной монополии заявил, что компания обсуждает с Минэкономразвития предоставление 16 млрд руб. компенсации. Представитель Минэкономразвития подтвердил «Ведомостям», что дополнительная поддержка РЖД обсуждается, решение будет принято весной. Поддержка может быть или в виде индексации тарифов на перевозку нефтепродуктов, или в виде субсидии, уточнил он.

Осенью прошлого года правительство решило заморозить тарифы естественных монополий в 2014 г. С 2015-2017 гг. тарифы РЖД будут индексироваться на уровне инфляции. Из-за нулевой индексации убыток РЖД в 2014 г. составит 60 млрд руб., заявлял Якунин. А это, в свою очередь, повлияет на рейтинги и компания не сможет занимать на выгодных условиях, предупреждал президент монополии. В качестве альтернативы РЖД предлагала не замораживать тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов (это принесло бы 16 млрд руб.) и просила субсидию в 30 млрд руб. Против индексации тарифа РЖД выступили нефтяные компании. Их поддержал и президент Владимир Путин: «Вы таким образом можете на нефтянку переложить вообще всю нагрузку всей экономики. Второе - как только на нефтянку повышается тариф у РЖД <...> сразу другие составляющие их расходов производственных будут повышаться» (цитата по «Интерфаксу»). В итоге правительство разрешило РЖД повышать ставки в границах тарифного коридора (до 13,4%) и предоставило субсидию в 26 млрд руб. на ремонт инфраструктуры. В конце года правление РЖД решило повысить тариф на перевозку дизельного топлива по России на 12,5%, а на экспортные перевозки грузов через сухопутные пограничные переходы и к припортовым станциям - на 13,4%. Но в начале 2014 г. РЖД отказалась от этой идеи.

И это была не единственная попытка РЖД компенсировать возможные убытки. Осенью обсуждалась идея повысить и тариф на перевозку угля к портам Дальнего Востока (основой экспортный канал); РЖД хотела повысить ставку на перевозку грузов в старых вагонах. Деньги РЖД нужны на инвестпрограмму. В 2014 г. она будет 395,6 млрд руб. и монополия уже учла в этой сумме 16 млрд руб. компенсации, следует из инвестпрограммы РЖД.