«Аэрофлот» меняет комиссии агентам

«Аэрофлот» ввел минимальные гарантированные комиссии билетным агентам. Теперь их вознаграждения привязаны к объему продаж. Конкуренты следовать за лидером пока не готовы
М. Стулов/ Ведомости

«Аэрофлот» полностью изменил систему вознаграждения агентов, рассказал «Ведомостям» руководитель крупного туристического оператора. Теперь она мотивационная: чем больше билетов продашь, тем больше заработаешь. Представитель авиакомпании подтвердил это. По его словам, переход к новой системе произошел в два этапа, чтобы не шокировать агентов. С 1 июня 2013 г. «Аэрофлот» снизил комиссию до 4% с тарифа (с 9% за бизнес-класс и 7% за экономкласс). С 1 января 2014 г. фиксированная часть вознаграждения снижена до 0,1% и введены три вида бонусов, следует из декабрьской телеграммы «Аэрофлота» (копия есть у «Ведомостей»): «за объем», «за сохранение годового объема продаж» и «за рост объема продаж».

Безбилетное агентство. 6000

столько проданных Eviterra авиабилетов аннулировал консолидатор «Авиа центр» в начале января 2014 г., из-за того что агентство не полностью рассчиталось с партнером

Самое маленькое вознаграждение будут получать агенты с ежемесячным объемом продаж менее 3 млн руб.: бонус «за объем» им не полагается, заработать можно только на сохранении объема продаж (0,5%) и его росте (0,5-1,5%). Больше всех смогут заработать агенты с ежемесячным объемом продаж свыше 80 млн руб.: максимальный бонус в 4% может получить агент, нарастивший продажи более чем на 45%.

Продавцы поменьше теперь продают билеты на рейсы «Аэрофлота» с минимальной прибылью или в ноль, рассказывает директор агентства. При этом у них пропадает возможность давать скидки покупателям. Это может остаться уделом больших агентств. Они могут давать клиентам скидку в расчете на оборот, ведь их бонус уже спрогнозирован, продолжает он. Таким образом, считает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, с «Аэрофлотом» будут больше работать крупные агенты, а небольшие перейдут на работу с другими авиакомпаниями: «Несмотря на то что агенты декларируют свою независимость, на практике они охотнее продают билеты на рейсы авиакомпаний, которые платят высокие комиссии».

Сейчас самая большая комиссия у «Трансаэро». Представитель авиакомпании уточнил, что она составляет от 2 до 9% в зависимости от класса обслуживания, времени года и территории продаж. Руководитель крупного туроператора уточнил, что повышенную комиссию «Трансаэро» ввела на февраль и март. У «Сибири» - от 0,1 до 5% в зависимости от направления, сообщил представитель компании. «Ютэйр» платит 5% с некоторыми исключениями (представитель компании не стал комментировать отношения с агентами, сославшись на коммерческую тайну).

Представитель «Аэрофлота» сказал, что пока рано оценивать результаты работы агентов по новой системе, но, по его словам, снижения темпа роста продаж не зафиксировано. Он добавил, что благодаря мотивационной системе компания получит больше прибыли от продажи билетов. «Отсекутся и недобросовестные посредники, что очень актуально после ситуации с Eviterra», - резюмирует Пантелеев.