Микрозаймы по франшизе

Инвесторы микрофинансового бизнеса начинают консолидировать рынок за счет франшизы. «VivaДеньги» готова даже выкупать у партнеров их «грязные портфели» и вести отчетность перед ЦБ
Микрозаймы переходят на франчайзинговую схему/ А. Махонин/ Ведомости

«VivaДеньги» вышла на рынок 1,5 года назад. После продажи NetByNet «Мегафону» (сумма сделки составила $270 млн) Курин и Беренштейн инвестировали в «VivaДеньги» $18 млн (см. врез). В 2013 г. компания выдала 1,4 млрд руб. микрозаймов, план на 2017 г. - 10 млрд с учетом франшизы. Для наращивания портфеля необходимо фондирование, а франшиза - это альтернатива вкладам, говорит Курин. По закону МФО могут привлекать только квалифицированных инвесторов с суммами от 1,5 млн руб. «Массовое привлечение таких инвесторов невозможно, наш портфель растет быстрее, чем мы можем привлечь деньги от частных инвесторов», - объясняет Курин.

Микрофинансовая организация (МФО) «VivaДеньги», владельцами которой являются основатели провайдера NetByNet Вадим Курин и Грегори Беренштейн, запускает франшизу в регионах, рассказал Курин «Ведомостям». «Цель - дать партнерам полноценный договор франчайзинга и весь комплекс услуг по сопровождению: от выкупа «грязного портфеля», предоставления методик и консультаций по организации бизнеса до взысканий по плохим кредитам в судебном порядке и ведения отчетности перед ЦБ», - объясняет он.

Такой комплексной франшизы на рынке пока нет, говорит президент Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка Михаил Мамута, хотя некоторые игроки уже активно продвигают эту форму сотрудничества, например ростовская МФО «Деньги сразу», которая гарантирует инвестору возврат вложений в определенный срок.

От партнера-франчайзи «VivaДеньги» требуется 150 000 руб. - взнос за подключение к системе IT и скорингу - и минимум 2 млн руб. - собственно на выдачу микрозаймов, рассказывает Курин. Также партнер ежемесячно платит роялти в 7-8% от объема полученных процентных платежей. «VivaДеньги» берет на себя скоринг заемщиков, взыскание плохих долгов и даже выкуп проблемных кредитов в объеме, который превысит долю в 15% от портфеля. Последнее обязательство действует, если партнер соблюдает все стандарты выдачи «VivaДеньги». Сейчас уровень невозврата по портфелю «VivaДеньги» - 10,8%, средняя доходность - 80% годовых (данные компании).

Потенциальные франчайзи - частные предприниматели в регионах, а также мелкие кредитные кооперативы, у которых по 2-3 точки в родных городах. «В ближайшее время рынок МФО ожидает ужесточение регулирования, меняется сама среда - бизнес становится более технологичным, чтобы сохранять рентабельность, нужны сложные скоринг-модели и профессиональная работа по взысканию, а значительной части мелких кооперативов это не карману», - рассуждает Курин.

Если «VivaДеньги» сможет убедить потенциальных партнеров в качестве своих скоринговых процедур и эффективности работы с просроченной задолженностью, модель вполне может быть успешной, оценивает главный исполнительный директор МФО «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. «Домашние деньги» для себя франшизу не рассматривают. «У нас другая - агентская - бизнес-модель», - говорит Бахвалов. «Франшиза позволяет быстро развернуть филиальную сеть, нарастить выдачи, но главная проблема - контроль качества выдачи партнеров», - замечает Мамута. По его оценке, в потребительских займах «текущая норма для рынка МФО» - 10-15% невозврата, в «займах до зарплаты» 15% - это скорее минимум: «Поэтому удержать уровень в 15% - амбициозная задача».

В целом франшиза - это «мягкая альтернатива поглощениям, постепенно рынок будет консолидироваться вокруг наиболее технологичных игроков», заключает Мамута.