Рекламное сообщение

Пока мессенджер WhatsApp оставляет свое приложение свободным от рекламы, его конкуренты пытаются заработать на дополнительных сервисах
Brent Lewin/ Bloomberg

Компании, владеющие популярными мессенджерами Line, Kakao и WeChat, ищут способы заработать на дополнительных сервисах - играх, корпоративных аккаунтах - и одновременно сделать так, чтобы их попытки получить прибыль не напугали пользователей.

Так, у Line, одного из самых популярных мессенджеров в Азии, три источника выручки. Он активно зарабатывает на играх, встроенных в приложение: пользователи игр покупают различные виртуальные предметы. Кроме того, компания продает стикеры в виде персонажей из мультфильмов, которые можно использовать в сообщениях.

Наконец, компании и знаменитые люди платят сервису, чтобы иметь возможность отправлять рекламные сообщения пользователям мессенджера через свои аккаунты. Пользователи получают рекламные сообщения только в том случае, если они сами подписались на эти аккаунты. Если пользователь считает, что с того или иного аккаунта приходит слишком много рекламы, он может заблокировать его. В Японии владельцы корпоративных аккаунтов Line платят больше в том случае, если привлекают больше пользователей и отправляют больше сообщений.

«Вместо того чтобы полагаться на одну бизнес-модель, мы пытаемся комбинировать разные модели заработка», - сообщил директор по маркетингу и стратегии Line Юн Масуда на пресс-конференции в Токио на прошлой неделе. В IV квартале 2013 г. выручка Line составила 12,2 млрд иен ($120 млн), что в 5 раз больше, чем годом ранее.

Самый популярный в Южной Корее мессенджер Kakao Talk использует те же, что и Line, способы монетизации. Одна из самых успешных игр Kakao называется Anipang, в нее пользователи могут поиграть прямо в приложении. Также Kakao, не раскрывающая финансовые показатели, продает брендам и знаменитостям вроде певца Псая возможность отправлять сообщения и обновления своим подписчикам. По словам гендиректора Kakao Сиргу Ли, компания сейчас экспериментирует еще с 7-8 новыми проектами, чтобы найти новые источники дохода. Масуда из Line говорит, что его компания тоже изучает новые возможности для заработка, например музыкальную дистрибуцию и электронную коммерцию.

Китайский мессенджер WeChat, разработанный местным интернет-гигантом Tencent, в прошлом году добавил в приложение сервис электронных платежей. Так же как Line и Kakao, WeChat зарабатывает на платежах в играх.

А мессенджер WhatsApp, недавно приобретенный Facebook за $19 млрд, напротив, предлагает пользователям простой сервис, не добавляя в него дополнительные услуги. Но аналитики считают, что такая стратегия серьезно ограничивает способность компании зарабатывать деньги: несмотря на 450 млн пользователей в месяц, выручка WhatsApp в прошлом году составила $20 млн. Но, имея в акционерах Facebook, компания может себе позволить просто работать на рост базы пользователей. «Монетизация не является нашим приоритетом, - заявил недавно основатель WhatsApp Ян Кум. - Мы сфокусированы на росте».