Инвестиции в рунет не растут

Инвестиционный бум в рунете закончен. Венчурные инвестиции в российские интернет-стартапы в 2013 г. выросли всего на 4%, следует из отчета Fastlane Ventures

Темпы роста венчурных инвестиций в российские интернет-стартапы снижаются, следует из данных отчета инвестиционной компании Fastlane Ventures. Если в 2011 г. инвестиции в такие проекты удвоились, то в 2012 г. выросли на 18%, а в 2013 г. - всего на 4%. Всего в прошлом году в России было совершено 245 сделок на $667 млн, в 2012 г. - 205 на $643 млн.

Когда 5-6 лет назад в России формировалась венчурная индустрия, у многих инвесторов и фондов были высокие ожидания и все активно инвестировали в рунет, рассказывает инвестиционный аналитик Fastlane Ventures Андрей Куликов. Пик инвестиций пришелся на 2010-2011 гг., когда состоялись IPO Mail.ru Group и «Яндекса». Но первые результаты инвестиций в 2012-2013 гг. скорректировали ожидания инвесторов и стартапов, продолжает Куликов.

В прошлом году доли зарубежных и российских инвесторов в общей сумме вложений перераспределились. Если в 2012 г. российскими были 42% инвестиций в рунет, то в 2013 г. - уже 53%.

Зарубежные инвестиции в рунет растут, объясняет Куликов, но иностранные фонды стали реже сотрудничать с российскими. Западные инвесторы предпочитают инвестировать вместе с другими западными компаниями, нежели самостоятельно или вместе с российскими, которых они плохо знают, приводятся в отчете слова партнера люксембургского фонда Mangrove Capital Partners Дэвида Варокье. Кроме того, они предпочитают инвестировать в российские проекты на более поздней стадии развития (раунд А+), цитируется в отчете управляющий партнер фонда Runa Capital Дмитрий Чихачев.

В целом интерес иностранных фондов к рунету остается сравнительно низким, отмечается в отчете: возможно, это объясняется неудачей Google при попытке купить систему контекстной рекламы «Бегун», а также рисками, связанными с инвестиционным климатом в России. Инвесторы опасаются вкладывать много в Россию, поскольку видят мало примеров успешных выходов из инвестиций. Не считая IPO Mail.ru Group и «Яндекса», крупных выходов инвесторов в России было мало, говорит Варокье, но ожидает, что в ближайшем будущем произойдут выходы объемом более $100 млн.

Хорошим драйвером венчурного рынка в России становятся приобретения местных стартапов крупными интернет-компаниями вроде «Яндекса» и Mail.ru Group, которые раньше предпочитали расти органически, цитируется в отчете управляющий партнер Inventure Partners Сергей Азатян.

По сравнению с американскими стартапами российские дешевле в 6 раз, говорится в отчете Fastlane Ventures: если в США проект на посевной стадии получает в среднем $6,5 млн, то в России - около $1 млн. Но разница сокращается на поздних стадиях: раунд B приносит американскому стартапу в среднем $32,1 млн, российскому - $15,4 млн.

В прошлые годы инвестиции в рунете подстегивались интересом инвесторов к клонам успешных западных проектов и электронной коммерции, говорится в отчете Fastlane Ventures. Эта стратегия привлекательна и сейчас, но аналитики Fastlane Ventures не видят серьезных поводов для роста инвестиций в 2014-2015 гг. Электронная коммерция снижает долю в общем объеме инвестиций в рунет: в 2012 г. она составляла 68%, а в 2013 г. - уже на 10 п. п. меньше. У инвесторов растет популярность финансовых и рекламных сервисов, а также игр.