РЖД тормозит вагоны

РЖД останавливает вагоны с контрафактными деталями. Совет операторов железнодорожного транспорта оценивает число таких вагонов в 200 000, РЖД - в 20 000

Ространснадзор 17 марта выдал предписание РЖД остановить грузовые вагоны с контрафактными боковыми рамами. Речь идет о боковых рамах, выпущенных в 1990 г. с номерами 1-9999 и 59593-99999 ПО «Бежицкая сталь». По данным ведомства, завод их не выпускал, следует из предписания службы (размещено на сайте ведомства). Ранее, 11 марта, начальник управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры Алексей Сакеев разослал по структурам монополии телеграмму с аналогичным указанием (копия есть у «Ведомостей»). «Запрещается готовить и подавать под погрузку вагоны», у боковых рам которых нет маркировки, рам после 2002 г. с исправленными маркировочными знаками, а также вагоны, маркировочные знаки на рамах которых нанесены сваркой. По подсчетам Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), речь может идти о 200 000 вагонов на сети (16% от общего числа вагонов на сети). Представитель РЖД говорит, что остановленных вагонов будет в 10 раз меньше - 20 000.

РЖД еще в 2013 г. обязывала руководителей служб вагонного хозяйства и вагонных депо остановить вагоны с такими боковыми рамами, но «работа не была выполнена», говорится в материалах монополии. Поводом для остановки в этом году послужил сход 17 вагонов на перегоне Черусти - Кривандино в Московской области, следует из документов Ространснадзора и РЖД. В этом году произошло несколько сходов вагонов, причина которых - излом боковой рамы.

Железнодорожные операторы, вагоны которых будут остановлены, могут заменить боковые рамы. Каких операторов запрет РЖД коснется - непонятно. Представитель ФГК («дочка» РЖД) от комментариев отказался, представитель ПГК (крупнейший оператор) на вопросы «Ведомостей» не ответил. По данным СОЖТ, на замену рам на 200 000 вагонов компании должны потратить около 84,5 млрд руб.

РЖД в телеграмме также запрещает на своей сети вагоны, отремонтированные на предприятиях, не входящих в структуру монополии. Представитель РЖД объясняет это желанием контролировать процесс замены деталей вагонов. Представитель СОЖТ полагает, что это нарушает закон «О защите конкуренции». СОЖТ считает, что ограничения эксплуатации боковых рам «избыточны и несоразмерны возникающим угрозам». Кроме того, технические условия для боковых рам допускают исправления в номерах литых деталей наплавкой или сваркой: исправление маркировки не может гарантированно свидетельствовать об угрозе безопасности движения или контрафактном характере изготовления детали, говорится в сообщении партнерства.

В середине 2000-х наблюдался дефицит вагонного литья, поэтому появилось большое количество контрафакта - цены на него доходили до 100 000 руб. за раму, отмечает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По его словам, сейчас самое время решить проблему контрафактного литья: на сети наблюдается профицит вагонов. По данным РЖД, из 1,2 млн вагонов для перевозки грузов задействовано только 900 000.