Настреляли на полмиллиарда

Белорусская Wargaming стала крупнейшим разработчиком игр на постсоветском пространстве. В 2013 г. она заработала на World of Тanks почти $0,5 млрд и обогнала игровое подразделение Mail.ru
Игроки в World of Tanks - самые щедрые игроки в мире/ Е. Разумный/ Для Ведомостей

Пользователи World of Tanks в прошлом году потратили на эту игру $475 млн, следует из последнего отчета американской компании SuperData. Получается, компания скорректировала собственные же данные, опубликованные в январе 2014 г., - тогда аналитики оценили выручку World of Tanks в $372 млн в 2013 г.

В 2012 г. выручка Wargaming была на 60% больше новой оценки SuperData, сама белорусская компания пока не опубликовала финансовые показатели за прошлый год. Практически всю выручку компания получает от одной игры - World of Tanks. Аналитики SuperData также сделали прогноз по выручке на два года вперед: в 2014 г. World of Tanks может принести $506 млн, а в 2015 г. - $590 млн.

Представитель Wargaming не стал комментировать данные SuperData, но близкий к компании источник говорит, что данные SuperData «близки к реальным».

Для сравнения: все подразделение многопользовательских игр Mail.ru Group в 2013 г. заработало $208,9 млн, что на 40,6% больше, чем годом ранее. Правда, еще $216 млн Mail.ru Group приносят пользовательские платежи, в которых учитываются доходы компании от игр в социальных сетях «Мой мир» и «Одноклассники» (эти доходы в прошлом году выросли на 30%). Ранее источник в компании говорил «Ведомостям», что на игры приходится больше половины выручки от IVAS. Получается, вся выручка холдинга от игр заметно меньше $425 млн. Mail.ru Group производит и издает 9 клиентских игр, 23 браузерные игры, десятки мобильных, мини-игр, игр для ПК и сотни «простых» игр. Выручка всего холдинга в 2013 г. составила $860,5 млн.

Wargaming.net была основана в 1998 г. физиком - выпускником Белорусского госуниверситета Виктором Кислым. В 2010 г. Wargaming.net выпустила World of Tanks, за пару лет ставшую одной из самых популярных игр в мире. В том же 2011 г. Wargaming провела IPO на Кипре.

По доходам World of Tanks занимает четвертое место в мире среди игр, работающих по модели free-to-play, говорит исполнительный директор SuperData Джуст ван Дреунен. Эта модель подразумевает, что пользователи скачивают саму игру бесплатно, но платят за различные артефакты внутри игры. А по уровню дохода на одного игрока World of Tanks превзошла всех конкурентов и вышла на первое место в топ-10 в мире (см. таблицу). Все оценки выручки основаны на собственных прогнозных моделях SuperData, объяснил ван Дреунен, компания каждый месяц собирает данные о пользовательских платежах более чем 4 млн игроков, включая пользователей из России и Восточной Европы (это основной рынок для World of Tanks).

World of Tanks стала популярной прежде всего за счет персональных компьютеров. Но в начале этого года Wargaming запустила версию игры для приставки Xbox 360. Таким образом компания хочет завоевать американский рынок, на который по итогам I квартала 2013 г. у компании приходилось меньше 10% выручки. Большую часть доходов Wargaming получает в СНГ и Европе. В США пользователи предпочитают видеоприставки, тогда как Россия традиционно считается рынком игр на настольных ПК.

Успех Wargaming впечатляет, сейчас это самый крупный разработчик игр на постсоветском пространстве, говорит основатель российской Game Insight Алиса Чумаченко. В Европе, по ее словам, есть и более крупные игроки - например, британская King Digital Entertainment (разработчик популярной игры Candy Crash Saga) и финская Supercell (разработчик Clash of Clans и Hay Day). Правда, у Wargaming пока всего один продукт, хоть и очень успешный, и, чтобы сохранить рост бизнеса, компании нужно выходить на новые рынки и осваивать новые платформы, говорит Чумаченко.

Game Insight, судя по всему, третья по выручке игровая компания на территории России и СНГ после Wargaming и Mail.ru Group. Журнал Forbes оценил доходы Game Insight в прошлом году в $110 млн. Эта компания вместе с Mail.ru Group входит в топ-10 российских интернет-компаний, который ежегодно составляется журналом. Других разработчиков игр в этом топе нет.

«World of Tanks - уникальный проект, который показал отличные результаты, и мы с нетерпением ждем новую игру от его создателей и надеемся, что она тоже добьется успеха», - заявил руководитель игрового направления Mail.ru Group Олег Шпиличевский.

На волне популярности World of Тanks обе российские компании запустили в прошлом году свои версии «танков». У Mail.ru это игра Ground War: Tanks, которая лицензирована китайской компанией Changyou, у Game Insight - игра Tank Domination собственного производства. Wargaming в ответ подала иск на Changyou, обвинив китайскую компанию в том, что она позаимствовала у World of Tanks принцип игрового процесса, элементы интерфейса и даже конкретные модели танков.