Х5 ускорилась

Инфляция и обновление магазинов помогли увеличению продаж X5 Retail Group. Но по росту выручки она по-прежнему отстает от основных конкурентов
Екатерина Кузьмина/ Ведомости

Продажи второго по выручке продовольственного ритейлера в России - X5 Retail Group - за первые три месяца 2014 г. выросли на 13,9% до 143,9 млрд руб., сообщила компания в пятницу. Сопоставимые продажи в сети Х5 в I квартале увеличились на 6,3%, но в основном благодаря росту среднего чека. Он в сопоставимых магазинах вырос на 6,1%, а трафик - лишь на 0,1%.

Продажи X5 росли медленнее, чем у ее конкурентов. Выручка «Магнита» за I квартал увеличилась на 25%, «Дикси» отчитывалась о росте на 17% за первые два месяца квартала. Но для Х5 это хорошие результаты, уверен Михаил Терентьев из «Открытия», они опережают прогноз менеджмента по росту продаж на 2014 г. Ранее менеджмент X5 прогнозировал, что продажи компании по итогам года вырастут на 10-12% в рублях. В 2013 г. продажи X5 увеличились на 8,7%.

X5 хочет вернуть себе лидерство на рынке по каждому из форматов (основных форматов три: дискаунтер, супермаркет и гипермаркет. - «Ведомости»), рассказывал в интервью «Ведомостям» в марте исполнительный директор компании Стефан Дюшарм. Критерий лидерства, по словам Дюшарма, - первое место по доле рынка. В 2013 г. доля X5, по собственным оценкам, составила 5,5%, тогда как доля «Магнита» - 5,8%. Х5 уступила «Магниту» лидерство по выручке год назад, по итогам I квартала 2013 г. К концу 2013 г. компании удалось сократить разрыв: по итогам IV квартала ее выручка была меньше выручки «Магнита» на 8%. Но в I квартале 2014 г. разрыв снова вырос до 12%. По прогнозу «Магнита», в 2014 г. его выручка увеличится на 22-24%.

Продажи ритейлеров в I квартале росли за счет инфляции. По оценкам «ВТБ капитала», в марте продовольственная инфляция составила 8,4% по сравнению с 6,5% в январе и 6,9% в декабре 2013 г. Рост инфляции может замедлиться во втором полугодии, а это, в свою очередь, может снизить прогнозы по росту выручки всех российских ритейлеров и Х5 в частности, отмечает Мария Колбина из «ВТБ капитала».

Сам ритейлер объясняет рост продаж в том числе запущенной осенью 2013 г. программой обновления магазинов: улучшение в ассортименте и работе логистики, а также повышение доступности товаров на полках. В результате выручка дискаунтеров «Пятерочка» увеличилась на 17,7% до 96,18 млрд руб. (плюс 14% по итогам IV квартала 2013 г.), а выручка гипермаркетов «Карусель» - на 8,7% (7,7% в предыдущем квартале).

Единственный формат, который замедлил рост выручки по сравнению с концом прошлого года, - это супермаркеты «Перекресток». В них продажи в первые три месяца года выросли на 4,4% после роста на 5,5% в октябре - декабре 2013 г. В супермаркетах в отличие от дискаунтеров и гипермаркетов программа улучшений пока лишь начинается, объясняет Терентьев из «Открытия». Новая концепция для супермаркетов должна быть готова летом, говорил Дюшарм. «Возможно, [в прошлом] было не совсем правильное позиционирование супермаркетов», - рассказывал он. Новый подход к «Перекресткам», по его словам, предусматривает пересмотр ассортимента. «Параллельно команда сформирует стратегию цепочки поставок. Думаю, что мы можем гораздо активнее открывать новые магазины», - говорил Дюшарм.