Spar углубляется в Сибирь

Голландский ритейлер Spar нашел партнеров в Томской области и Кузбассе. Вместе они откроют около 30 магазинов

SPAR International B.V.

Продовольственная сеть. выручка (2012 г.) - 31,98 млрд евро. основана в Нидерландах в 1932 г. в форме добровольного партнерства розничных и оптовых торговцев. В 2012 г. - 12 332 магазина в 35 странах, общая торговая площадь - 6,7 млн кв. м. На российском рынке с 2000 г., продажи в 2012 г. - 1,13 млрд евро.

В Томске до 2017 г. откроется 10 магазинов под брендом Spar, инвестиции составят $100 млн, сообщила в пятницу на пресс-конференции директор «Спар Томск» Татьяна Бережная. Первый гипермаркет Interspar торговой площадью 6000 кв. м заработает 26 апреля в торгово-развлекательном центре «Изумрудный город», его девелопер - томский партнер Spar ГК «Лама».

Гендиректор Spar Russia Сергей Локтев добавил на пресс-конференции, что компания также договорилась заключить лицензионное соглашение в Кемеровской области с местным ритейлером «Система регионмарт», управляющим сетями супермаркетов «Поляна» и «Чибис» в Кемеровской, Томской областях, Красноярском крае и Хакасии. Специалист по связям с общественностью «Системы регионмарт» Яна Кислякова это подтвердила. В ближайшие три года ее компания откроет более 20 магазинов Spar, первые два - до конца 2014 г.: гипермаркет в Кемерове (более 6000 кв. м торговой площади) и супермаркет в Новокузнецке (2600 кв. м), под Spar будет переформатирована часть «Чибисов» и «Полян», инвестиции во всю программу - $200 млн, сообщила Кислякова.

Партнер получает право использовать бренд Spar на определенной территории, включая выпуск и торговлю товарами под собственной торговой маркой (сейчас это до 1000 наименований), пояснил «Ведомостям» Локтев. Spar консультирует по открытию магазинов и ребрендингу, передает полный пакет дизайна флагманских магазинов, бренд-бук, пособия по интерьерному и экстерьерному оформлению торговых точек, руководство по операциям, мерчандайзингу, маркетингу. А также консультирует партнеров по логистике, операционному менеджменту, управлению персоналом, рекомендует поставщиков торгового и технологического оборудования, продолжает Локтев. Партнеры участвуют в совместных закупках товаров федеральных поставщиков на условиях Spar. В свою очередь партнеры Spar обязаны открыть согласованное число магазинов, поддерживать стандарты, оплачивать лицензионное соглашение, говорит Локтев. Стоимость лицензии он не раскрывает.

На начало года в России работало 363 магазина Spar в сегментах «средний» и «средний+» со средним чеком около 390 руб., в Сибири партнеры Spar открыли уже 35 магазинов, говорит Локтев (см. врез).

В Томской области кроме «Поляны» и «Чибиса» работают супермаркеты «Холидей классик» («Компания Холидей»), «Лама», «Абрикос» (обе ГК «Лама»), а также «Мария-ра», «Быстроном», «Радуга вкуса» (одноименные ритейлеры). Гипермаркетов в области девять - шесть «Фуд сити» (ГК «Лама») в Томске и Северске, одна «Палата» (ГК «Холидей»), по одному у Metro Cash & Carry и «Ленты». В обороте областной розницы на сетевые магазины приходится около 20,5% выручки, на рынки - около 8,1% и это означает, что региону не хватает магазинов небольших форматов, говорит аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко. В Кузбассе с тремя «Лентами» и двумя Metro Cash & Carry плюс супермаркетами «Системы регионмарт», напротив, не хватает гипермаркетов, считает он.

Розничные рынки Томской и Кемеровской областей далеки от насыщения, крупные федеральные ритейлеры только начинают на них экспансию, говорит менеджер по связям с общественностью «Ленты» Яна Могилева. «В Томске работает восемь гипермаркетов, в Кемерове и Новокузнецке - шесть, тогда как в аналогичном по численности Ярославле - 12», - сравнивает она.

Гринченко тем не менее полагает, что появление достаточно раскрученного бренда Spar может ударить по уже присутствующим сетям.