Телефоны без субсидий


Сотовые операторы в США сворачивают свои программы субсидирования продаж телефонов быстрее, чем ожидалось, что создает серьезную угрозу для производителей дорогих устройств вроде iPhone.

Смартфоны iPhone стоят дороже многих ноутбуков, но до недавнего времени американские покупатели не испытывали ценового шока, поскольку крупные телефонные операторы субсидировали их покупки, снижая продажную цену на сотни долларов и рассчитывая возместить эти расходы за счет двухлетнего контракта с абонентом на предоставление услуг. Однако сейчас операторы переходят к другой схеме, при которой покупателю приходится сразу платить полную цену устройства. В частности, оператор T-Mobile уже продает все телефоны без субсидирования.

AT&T в IV квартале 2013 г. продала без субсидирования 15% своих телефонов, а концу 2014 г., по оценке аналитика из UBS Джона Ходулика, доля таких продаж достигнет 35%. Между тем в прошлом году, как отмечает аналитик из Oppenheimer Тим Хоран, общая сумма субсидий AT&T только покупателям iPhone составила сумму, равную 14% мобильной выручки этого оператора.

Распространение новой схемы обнаружит настоящие предпочтения пользователей: многие наблюдатели сомневаются, что американцы готовы платить за дорогие модели их полную стоимость. Сейчас США являются для Apple одним из основных рынков сбыта iPhone. Кроме того, пока модели iPhone составляют большинство среди смартфонов, используемых в сети AT&T. Но во многом популярность этих моделей обусловлена именно субсидированием их продаж. Уже сейчас рынок телефонов насыщен, и на фоне сильной конкуренции появляются признаки замедления роста спроса. По оценке Брайана Маршалла, аналитика из ISI Group, продажи iPhone в США в предпоследнем квартале прошлого года не росли, а в последнем квартале снизились на 20%. Представители Apple отказались комментировать эту оценку.

Отмена субсидий может сказаться на продажах и других смартфонов верхней ценовой категории. В частности, выпущенной недавно Samsung модели Galaxy S5, которая без субсидирования обойдется покупателю примерно в $600. Вероятно, распространение новой схемы затронет и практику льготного обмена старых моделей смартфонов на новые. Уже сейчас эта форма продаж теряет популярность, поскольку разница между новыми и старыми версиями устройств многим кажется не слишком существенной.

Впрочем, избавляясь от бремени субсидирования покупок, операторы берут на себя финансовые риски, в том числе связанные с возможными неплатежами клиентов. Поэтому не все спешат переходить на новую схему. «Субсидирование продаж - очень хорошая модель бизнеса, - говорит финдиректор Verizon Фран Шаммо. - Она долго позволяла нам чудесно продвигаться вперед, и было бы ошибкой отказываться от нее».