Максимальный ретвит: Угрозы, созданные министерством правды

В России за последние два года была создана уникальная система «мягкого» управления интернетом. По данным на рынке, для этого вокруг администрации президента работает 8-10 медийных структур, которые сегодня достигли в своем деле небывалых высот. Парадоксальным образом, впрочем, их эффективность сама по себе может оказаться миной замедленного действия.

У Кремля есть понимание того, что в сети не нужно, да и невозможно, делать «Первый канал», т. е. вертикальную систему пропаганды. Да, есть и лобовая атака вроде черного списка Роскомнадзора или приравнивания блогеров к СМИ, но это скорее меры для «правового обеспечения» точечных репрессий.

Но, в общем, мы видим нетипичный для России пример успешного встраивания власти в открытое и конкурентное пространство. Стоит, конечно, оговориться, что осуществляется оно хоть и с глубоким пониманием горизонтальных коммуникаций, но еще и с практически неограниченными бюджетами и «перепрошивкой» опорных точек ландшафта - от «В контакте» до Lenta.ru, что, конечно, сильно упрощает задачу.

Результаты действительно поражают: если тема поступит утром, уже вечером вы будете ее обсуждать в социальных сетях вполне добровольно, даже не осознавая того, что вам ее навязали. Причем в отличие от большинства авторитарных режимов, просто вводящих файерволы или паспортный контроль, теневое министерство правды маскируется под бизнес, прячась в серой зоне.

Кстати, именно имитация рыночных отношений позволяет ему выглядеть реалистично. Будь это легальное государственное ведомство, а не десяток рекламных структур и PR-агентств, качество их работы сильно бы упало.

Неструктурированность, путанность, наложение зон ответственности и прежде всего активная борьба - пусть и за освоение бюджетов - залог успеха этой системы. И одновременно таящаяся в ней угроза.

Лояльность ветвистой системы управления интернетом неочевидна: в ней, пусть и за большие деньги, занят все тот же «креативный класс». Чем больше зачищается поле медиа, тем больший рычаг в руках этих людей. И, откровенно говоря, неочевидно, в какую сторону они его повернут в критической ситуации. Никогда нельзя исключать человеческий фактор - от осознанной диверсии до личных обид.

Как это приблизительно может выглядеть, мы уже видели летом 2013 г., в мэрскую кампанию в Москве. Тогда, как говорят источники в администрации президента, часть околовластных медийных структур в короткие сроки развернула свои мощности в поддержку Алексея Навального - и черное по щелчку пальцев стало белым. Причем это делалось скорее всего даже без согласования с политиком, а как часть аппаратной борьбы против Вячеслава Володина.

Ситуация на самом деле тупиковая. Если разогнать всех этих креативщиков и посадить чиновников, интернет опять «отвяжется». Ну не справятся чиновники. А если продолжать зачищать сети и отдавать им все больше медийной власти - причем под столом, в конверте отдавать, - то можно ведь и упустить момент, когда министерство правды, созданное для недопущения волнений, само эти волнения и организует.