Деньги на дороге - не главное

Компания Геннадия Тимченко АРКС, проигравшая конкурс на первый участок ЦКАД, пытается оспорить его итоги. АРКС не нравятся критерии конкурса
Андрей Махонин/ Ведомости

Жалоба компании АРКС, 25% которой принадлежит «Стройтрансгазу» Геннадия Тимченко, на действия заказчика, госкомпании «Автодор», зарегистрирована в Федеральной антимонопольной службе - уведомление об этом опубликовано на ее сайте.

Конкурс на право построить и обслуживать первую секцию Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) завершился 30 апреля, вчера правление «Автодора» сообщило, что одобрило заключение контракта с победителем - «Стройгазконсалтингом» Зияда Манасира. Теперь сделку должен одобрить наблюдательный совет «Автодора», соглашение может быть подписано на Петербургском экономическом форуме.

На контракт помимо АРКС и «Стройгазконсалтинга» претендовала также «Крокус интернэшнл», но заявка этой компании была отклонена из-за недостатка опыта. «Крокус интернэшнл» оспаривать решение не будет, говорил «Ведомостям» совладелец компании Арас Агаларов.

«Стройгазконсалтинг» взялся построить первые 49,5 км нового кольца за 48,9 млрд руб., в том числе 6,8 млрд компания инвестирует сама. Остальное - вложения государства, которые будут на 3,5 млрд руб. ниже предельного значения, выносившегося на конкурс. Государство также будет постепенно возвращать «Стройгазконсалтингу» инвестированное с доходностью на уровне инфляции плюс 1,5 процентного пункта - против стартовой премии в 4,55 п. п., а также уплатит за эксплуатацию 5,8 млрд руб.

«Стройгазконсалтингу» удалось выиграть именно за счет дешевизны - на ценовые критерии приходится 60% итогового балла, следует из протокола рассмотрения заявок. АРКС предлагала построить дорогу за 51,1 млрд руб. - на 2,2 млрд дороже, просила более высокую премию к инфляции и большие эксплуатационные платежи.

Зато конкурсная комиссия сочла технические предложения АРКС более полными, обоснованными и эффективными, чем у «Стройгазконсалтинга»: баллы по этим показателям у АРКС на 60% выше.

Критерии конкурса - одна из претензий АРКС, сообщили два человека, близких к компаниям - участницам тендера (см. врез). Если предложение технически более проработанно, то и расходы будут выше, объясняет один из них: финансовую часть предложения нельзя рассматривать в отрыве от технической, важно, насколько технически проработанный проект использовался для определения стартовой цены. Проведенный по распоряжению правительства технический и ценовой аудит показал, что в выставленный на конкурс проект заложена заниженная стоимость инертных материалов.

Это жалоба не столько на этот конкретный конкурс, сколько на порядок проведения тендеров у «Автодора», говорит собеседник «Ведомостей»: де-факто, как и при госзакупках, выигрывает компания, предложившая лучшую цену, а нужно оценивать предложение комплексно - АРКС и хочет привлечь внимание к проблеме.

Победитель конкурса вынужден работать по готовому проекту, напоминает сотрудник крупной строительной компании, поэтому на первый план и выходит способность оптимизировать цену, договориться с субподрядчиками и поставщиками. В отличие от рядовых дорожных аукционов на крупные конкурсы не идут компании, намеренные демпинговать, ставя под удар бизнес, продолжает он: то, что на ценовые критерии приходится 60% итоговой оценки, вполне допустимо. А организационно-технические предложения оценивает конкурсная комиссия, говорит собеседник «Ведомостей»: «Наступает субъективизм».

«Автодор» стремится сделать конкурсные процедуры прозрачными, поэтому приоритет и отдан количественным критериям, которые легко подсчитать, отмечает партнер PwC Дмитрий Ковалев: пока чем больше количественных критериев, тем лучше.

Представители АРКС, «Стройгазконсалтинга» и «Автодора» жалобу не комментируют. Все конкурсные процедуры максимально прозрачны, конкурсная документация была опубликована и проходила публичное обсуждение, подчеркивает представитель «Автодора». Представитель «Стройгазконсалтинга» заявил, что считает предложение компании «объективно лучшим».