Суть дела: Россия разворачивается на Восток


В определении новой геополитической роли России очень важно, какая задача ляжет на транспортную систему. Тем более с учетом размеров нашей страны и того обстоятельства, что она обеспечивает связи между Востоком, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Россия имеет уникальный потенциал, который должен быть раскрыт и в ее транспортном предназначении.

Правительство РФ прошлой осенью одобрило обновленную стратегию развития транспортного комплекса до 2030 г., но в современной ситуации она потребует некой корректировки. Не то чтобы кардинальной, но по крайней мере <...> с учетом двух новых субъектов в составе Российской Федерации - они по-иному открывают возможности развития портов Азово-Черноморского бассейна.

Одна из целей стратегии - интеграция России в экономическое международное транспортное пространство и развитие ее транспортного потенциала. Исходя из этого, мы выстраиваем стратегии развития отраслей и видов транспорта и инвестиционную политику.

Формат, в котором сосуществуют страны Таможенного союза, Единого экономического пространства, предопределяет усиление совместной деятельности по развитию транспортной системы. Основой станет общий рынок транспортных услуг: функционирующий по гармонизированным правилам и с единой транспортной зоной, сформированной в рамках каждого из видов транспорта. Сейчас мы с коллегами из Белоруссии и Казахстана ведем большую работу по определению подходов и принципов, на которых будет функционировать этот рынок.

Концепция формирования единого транспортного пространства стран «Евразэс», которая была утверждена [Межгосударственным советом «Евразэс»] еще в 2008 г., тоже приобретает новое звучание. Учитывая последние тенденции по переориентированию транспортных товаропотоков и их сосредоточение в треугольнике США - Европа - страны Азиатско-Тихоокеанского региона, все активнее идет развитие или проработка альтернативных транзитных путей. В связи с этим раскрытие транзитного потенциала - это фактически новый вариант развития не только транспортной системы, но и как таковых регионов - Дальнего Востока, Восточной Сибири. И это новый источник дохода - как для федерального и региональных бюджетов, так и для самих транспортных систем, комплексов и компаний.

Минтранс и все органы исполнительной власти ведут скоординированную работу, чтобы снять ограничения пропускной способности нашей транспортной системы, особенно в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Прошлогодние решения по реконструкции Байкало-Амурской магистрали, модернизации Транссиба (они уже реализуются) являются основой для дальнейшего использования этого транспортного коридора. Причем уже сегодня потенциал в части перемещения грузовой базы в размерах составит 55 млн т. Недавно казалось, что не будет востребована не то что модернизированная, но и уже существующая инфраструктура БАМа. А сегодня многие инвесторы говорят, что этих добавленных на Восточный полигон железных дорог 55 млн т будет недостаточно и надо еще увеличивать.

РЖД активно сотрудничает с зарубежными партнерами по проекту формирования нового Евразийского коридора. За последние годы, и особенно в прошлом году, были реализованы многие прорывные проекты. Вообще, наша задача состоит в том, чтобы обеспечить транзит грузов от восточных до западных границ России за семь суток, и в принципе это возможно.

Реализуется пакет мероприятий по созданию мультимодальных терминальных логистических комплексов, формированию опорной сети регулярных контейнерных маршрутов, которые охватывают все узловые точки на карте российских [железных] дорог. Да и сама организация перевозок контейнерных грузов на трансконтинентальных маршрутах - это один из акцентов в деятельности как РЖД, так и ее дочерних компаний. Назову несколько маршрутов. Это Чунцин - Европа, по которому в сентябре 2013 г. был подписан меморандум о сотрудничестве. В ближайшей перспективе планируется подписать соглашение между российскими железнодорожными компаниями и Китаем, где будут определены уже конкретные действия по развитию этого направления и механизмы взаимодействия. Это железнодорожно-паромное сообщение Усть-Луга - Балтийск - Засниц (Германия). Еще новое направление в коридоре Север - Юг: железнодорожно-паромная переправа Кавказ - Самсун, которая также была открыта в феврале прошлого года.

Важным для наращивания транзитного потенциала России и отечественных железных дорог было решение об Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК).

Много внимания уделяется и автомобильному транспорту. В абсолютных цифрах не так много грузов перевозится в международном автомобильном сообщении, но темпы роста этого рынка и развитие конкуренции приводят к тому, что постепенно туда уходит часть грузовой базы с железных дорог. В рамках Таможенного союза мы сейчас ведем дискуссии по формированию единого рынка автомобильных услуг.

Несколько слов о морских перевозках, поскольку в контексте разворота нашей транспортной политики в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона особое значение приобретает Северный морской путь. Помимо закона о судоходстве в регионе Северного морского пути очень важны конкретные проекты на наших арктических землях и в первую очередь - строительство порта Сабетта, которое идет достаточно быстро. Северный морской путь как транзитный коридор уже вышел за лучшие параметры работы 20-летней давности. Но мы видим, что грузовая база, которая может быть перемещена по трассам Северного морского пути, в ближайшие годы может вырасти на порядки, именно на порядки. Поэтому помимо закона, нормативной базы правительство принимает решения по обустройству трасс Северного морского пути соответствующей навигацией, аварийно-спасательными станциями.

Что касается развития транзитного грузового авиасообщения, мы видим здесь тоже определенный потенциал - перевозки пассажиров в целом (он уже достаточно реализован с точки зрения использования транссибирских маршрутов), потенциал трансарктических полетов и перемещения здесь как грузов, так и пассажиров. (Кстати, примерно 70% авиагрузов перевозится в регулярном пассажирском сообщении.) Возможности открываются для перевозки пассажиров по новым укороченным маршрутам связи Америки и Азии.