Уголовная нехватка

Уголовная коллегия Верховного суда сформирована с 30%-ным дефицитом. Главной проблемой оказались семейные связи кандидатов
Е.Разумный для Ведомостей

Специальная квалификационная коллегия судей практически завершила отбор кандидатов в судебную коллегию по уголовным делам объединенного Верховного суда (ВС). В ней должны работать 60 человек, но жесткий отбор прошли только 36 из более чем 70 кандидатов. Обсуждение еще трех кандидатур отложено до понедельника, но уже ясно: объединенный суд начнет работу с недобором как минимум в 30% (судьям, получившим рекомендацию, предстоит еще пройти согласование в администрации президента). Нехватка кадров может быть восполнена при помощи постоянно действующего органа судейского сообщества - Высшей квалификационной коллегии судей, объяснил председатель коллегии Анатолий Бондар.

Большинство из получивших рекомендации (32 человека) - действующие судьи ВС. Еще четверо работают в регионах: Николай Дубовик возглавляет Иркутский облсуд, Виктор Смирнов - зампред Челябинского облсуда, Игорь Таратута и Татьяна Романова работают в судах Калужской и Московской областей. Семь действующих судей ВС рекомендаций не получили, как и немногочисленные кандидаты «с улицы»: преподаватель ростовского филиала Таможенной академии Наталья Ныркова, проректор Академии Генпрокуратуры Сергей Скляров, советник Конституционного суда Александр Смирнов. «В администрации президента не одобряют, когда ученые становятся судьями», - делился в кулуарах знанием один из соискателей.

Основная причина отказов, по словам кандидатов, - семейные связи. У судьи ВС Николая Бирюкова супруга - адвокат, дети его коллеги Александра Зырянова делают карьеру в судах. Работающим в Генпрокуратуре супругам судей ВС Николая Лаврова и Риты Чакар предложено до понедельника поменять работу так, чтобы не иметь точек соприкосновения с судебной системой. Аналогичную рекомендацию ранее получил и будущий председатель уголовной коллегии Владимир Давыдов (у него в прокуратуре сын).

Многие оказались не готовы к вопросам о финансовых сделках. Один судья ВС два дня пытался вспомнить, что за $50 000 он менял в 2009 г. Потом выяснилось: деньги менял его сын, менеджер по продаже автомобилей.

Запросы о проверке информации коллегия рассылает в Генпрокуратуру, ФСБ, Росфинмониторинг, Службу судебных приставов и ФНС, рассказал сочинский судья Дмитрий Новиков, ставший фигурантом уголовного дела после того, как обвинил коллег во взяточничестве. В ответах на запросы много путаницы, отмечает он, по данным налоговиков, сам Новиков работает в ООО «Киноконцерт» и владеет квартирой в центре Москвы, что, по его словам, не так. На рекомендацию судья не рассчитывал, его целью было высказаться о нравах в судейском сообществе. Он ходатайствовал об открытом рассмотрении своего вопроса (обсуждение закрыто по инициативе кандидатов), но получил отказ. Комиссия решила, что все кандидаты должны быть в равных условиях, объяснил Бондар.