От редакции: Истина в трубе

Andrey Rudakov/ Bloomberg

Мы обеспечили себе возможность еще долгие годы строить трубопроводы и продавать углеводороды - вот квинтэссенция старого нового экономического курса России, явленная на Петербургском экономическом форуме.

Миролюбивая позиция Владимира Путина по Украине (хоть та и не платит за газ), программные заявления президента о государственном стимулировании экономики, импортозамещении и улучшении инвестклимата - все эти слова имеют какое-то значение для инвесторов или для российских лоббистов. Но больше их поразила уверенность и удовлетворенность Путина. Настоящими триумфаторами выглядели наши углеводородные генералы - Алексей Миллер, Игорь Сечин, Геннадий Тимченко. А наибольшим интересом пользовался круглый стол Россия - Китай.

В первый день на сессии Сбербанка Герман Греф попросил зал голосовать за приоритет экономической политики. Победил вариант «развитие малого бизнеса» (35%). По 20% набрали «диверсификация экономики» и «развитие рыночных институтов». Проиграли варианты «активизация связей с Востоком» и «рост расходов на социальные программы» (по 5%). Но не участники сессии Сбербанка выбирают экономическую политику России. Реальный приоритет как раз активизация связей с Востоком, поддерживающая стабильность сырьевого экспорта.

Страшно даже представить себе, что было бы с форумом, если бы газовый контракт «Газпрома» и CNPC не удалось подписать накануне. А теперь предправления «Газпрома» сыпал афоризмами вроде «на европейской дороге такие контракты не валяются». Кстати, форум прошлого года также был отмечен контрактом с Китаем - в тот раз «Роснефти». И на том форуме Путин тоже ставил задачу улучшить деловой климат.

Да, сегодня есть внешние ограничители - санкции Запада в связи с позицией России по Украине. Эти ограничители в том числе ускорили подписание газового контракта с Китаем. Мы можем сетовать на неполноту информации, подозревать невыгодность контракта для России, бояться откатов и распилов на «самой крупной стройке в мире». Но следует признать очевидное: контракт выгоден российской нефтегазовой отрасли. Это такой же мегапроект, как Олимпиада в Сочи или чемпионат мира по футболу. Этот контракт - гордость людей, против которых Запад вводит санкции.

Не очень понятно, за счет чего Владимир Путин хочет стимулировать экономику, импортозамещение и развитие российского бизнеса, - пока что обещанные ранее социальные расходы удается обеспечивать только с помощью девальвации. На плохой инвестклимат на форуме жаловались даже китайцы.

Обещаний модернизации в том или ином виде мы слышали множество. В российских условиях поведение говорящих значит больше. Ажиотаж на китайском круглом столе показывает, что инвесторы восприняли новое направление российской политики. Уверенность и удовлетворенность Путина и сырьевиков заставляет предположить, что экономическая стратегия подвергается усушке до сырьевой.