От редакции: Темная сторона силы

А.Махонин/ Ведомости

Уголовные дела, аресты и долгие расследования - инструмент кадровой интриги в российских спецслужбах. Скоро будет передано в суд дело Евгении Васильевой - экс-руководителя департамента имущественных отношений Минобороны. Это часть расследования о махинациях в компании «Оборонсервис», которое привело к отставке министра обороны Анатолия Сердюкова (сам экс-министр попал под амнистию). У отставки Сердюкова были выгодоприобретатели в высших эшелонах власти; в армии наблюдается ревизия реформ Сердюкова.

Под арестом находятся сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД во главе с бывшим начальником Денисом Сугробовым. Они обвиняются в провокации взятки сотруднику ФСБ и превышении служебных полномочий. Место Сугробова занял выходец из ФСО Дмитрий Миронов, управление ждет реформа. Главнокомандующим ВВ МВД (в ранге первого замминистра) стал бывший замначальника ФСО Виктор Золотов. Есть много слухов о том, «кто первый начал» и кто из высших чиновников за какие посты боролся. Но явно видно усиление роли ФСБ внутри МВД.

Такие процессы привычны. Врожденный спор Генпрокуратуры и СКР о полномочиях украшен «игорным делом». Недавно закрыто дело генерала Бульбова из ФСКН: в 2007 г. он обвинялся в незаконном прослушивании телефонов. Скандал привел к появлению знаменитой статьи руководителя ФСКН Виктора Черкесова о «чекистском крюке» и недопустимости конфликта между спецслужбами. Вскоре Черкесова сменил Виктор Иванов. Можно вспомнить богатое событиями дело «Трех китов», в нем таможня и МВД противостояли ФСБ и Генпрокуратуре.

Можно отметить несколько особенностей российской уголовно-служебной интриги. Отсутствие контроля за работой спецслужб: гражданского, парламентского, со стороны СМИ, отсутствие института репутаций - все это ужесточает методику кадровых интриг. Там, где на Западе чиновник уйдет в отставку за плагиат, у нас приходится заводить уголовное дело.

У нас любая смена начальника приводит к кризису. В системе управления не разделены политики и профессиональные бюрократы. Силовики являются частью клановой иерархии.

Роль силовиков в нашей стране гораздо выше, чем во многих других странах. Это не только полномочия - спецслужбы стали кадровым резервом для любых сфер деятельности. Понятие безопасности в России толкуется чрезвычайно расширительно.

Все эти факторы подпитывают другой наш любимый институт - коррупцию. По сути рейдерские методы решения проблем внутри спецслужб ничем не отличаются от методов, которыми они действуют в экономике. Борьба с коррупцией внутри силовых структур оборачивается борьбой кланов и одних спецслужб с другими. Масштабная антикоррупционная политика невозможна, поскольку она может подорвать спецслужбы как опору власти. Отсюда вынужденная необходимость поддерживать динамическое равновесие в силовой элите, одновременно удовлетворяя амбиции сильных людей и избегая роста влияния какой-то одной группы.