«Добролет» летит за Ryanair

Вчера низкобюджетный перевозчик «Добролет» совершил первый рейс в Симферополь. С осени его маршрутная сеть пополнится российскими рейсами, а через два года - зарубежными
Самолет «Добролета» премьер-министру Дмитрию Медведеву понравился, «но кресла стоят очень плотно»/ Dmitry Astakhov/ RIA Novosti

О том, как будет развиваться «Добролет», премьер-министру Дмитрию Медведеву рассказал гендиректор «Аэрофлота» (материнская компания «Добролета») Виталий Савельев. В его презентации (есть у «Ведомостей») говорится, что в проект «Аэрофлот» вложил $100 млн и уже на второй год работы компания будет безубыточной.

«Добролет» строится «по классической модели лоукостера и будет соответствовать самой успешной авиакомпании мира» - Ryanair, говорится в презентации. Из сравнительной таблицы следует, что «Добролет» действительно очень похож на ирландский образец: одноклассная компоновка салонов однотипных самолетов Boeing 737 - 189 кресел, молодой флот (у «Добролета» - новый, у Ryanair средний возраст - 4,3 года), платные услуги (комфортное место, багаж, питание), невозвратные билеты, прямые продажи (через сайт) - 100%. Но чтобы быть похожим на Ryanair, этого мало.

В 2013 финансовом году, который закончился 31 марта 2014 г., Ryanair перевезла 81,7 млн пассажиров, флот составил 279 самолетов, загрузка рейсов - 83%. С такими показателями, подсчитали «Ведомости», каждый самолет Ryanair должен в среднем совершать пять рейсов в день максимальной длительностью 3 ч 45 мин каждый. Например, продолжительность самого дальнего рейса Ryanair из Лондона в Афины составляет 3 ч 25 мин.

«Добролет», следует из презентации, через пять лет работы планирует перевозить 10 млн пассажиров в год (в 2013 г. вся группа «Аэрофлот» перевезла 31,4 млн человек) на 40 Boeing 737-800. Этим флотом (с частотой пять рейсов в день на каждый самолет) с такой же загрузкой рейсов, как у Ryanair, можно перевезти 11,5 млн пассажиров, а при 100%-ной загрузке (как, например, на рейсах «Добролета» в Симферополь) - даже 13,8 млн.

В 2018 г. маршрутная сеть «Добролета» будет насчитывать 45 направлений по России и миру, планирует «Аэрофлот». Чтобы поддерживать так называемую высокую утилизацию самолетов, характерную для лоукостеров, по каждому из 45 направлений «Добролету» нужно выполнять четыре-пять рейсов в день. Получится ли это, пока не понятно. Сейчас у «Добролета» только два самолета Boeing 737-800, и новые маршруты появятся только с поступлением новых самолетов - два ожидаются в августе, рассказывал представитель компании.

Дискаунтеры летают на расстояние 600-1500 км, отмечает начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Восемь направлений появится в 2014 г. (кроме Симферополя это Санкт-Петербург, Самара, Казань, Волгоград, Пермь, Архангельск, Тюмень; см. врез), в 2015 г. - еще 20 (в том числе Краснодар, Сочи, Екатеринбург, Нижний Новгород, Минводы, Уфа, Калининград, Анапа, Махачкала, Астрахань, а также два направления из Санкт-Петербурга - Самара и Екатеринбург). А с 2016 г. компания планирует начать международные полеты: сначала в страны СНГ (Киев, Одесса), затем - ближнего зарубежья, Восточной Европы и Балтии (Ереван, Баку, Прага, Рига), а в 2018 г. - Западной Европы и Ближнего Востока (Барселона, Стамбул, Тель-Авив).

Представители «Трансаэро» и «Ютэйр» планы «Добролета» не комментируют. Получить комментарии представителя «Сибири» не удалось.

Если «Аэрофлот» и «Добролет» и дальше будут летать из «Шереметьево», то они гарантированно будут мешать друг другу, считает Пантелеев: в год «Добролет» может отбирать у материнской компании до 1,5 млн пассажиров. В 2015 г. терминал В, откуда летает лоукостер, будет снесен, и авиакомпания надеется переехать в Раменское. На международных линиях «Добролет» «Аэрофлоту» не помешает, а скорее наоборот, уверен Пантелеев: «На некоторых направлениях с иностранной стороны работает лоукостер или авиакомпания с гибридной моделью, и «Аэрофлоту» соревноваться с ним по цене не с руки. Лучше, чтобы этим занимался специально созданный «Добролет». Отказываться от этого сегмента нелепо».