Откуда взять идею

Любой бизнес, чтобы развиваться, должен генерировать идеи. Но откуда их взять, когда речь идет о продукте, рынке или повышении качества услуг? Британские предприниматели делятся секретом
Chris Ratcliffe/ Bloomberg

Основатели InnocentDrinks, компании по производству напитка смузи, придумали идею своего бизнеса, когда катались в Швейцарских Альпах на сноуборде. Джеку Дорси, создателю Twitter, пришла в голову концепция новой социальной сети, когда, сидя за столиком в кафе, он наблюдал за детьми на детской площадке.

В поисках новых идей «я слетаю со свистом с пригорка по велосипедной дорожке», раскрывает свой рецепт Ричард Хэмнетт, соучредитель и директор по технологиям компании ResponseTap, которая разрабатывает программное обеспечение для отслеживания телефонных звонков. Он часто гуляет среди холмов в пригородах Манчестера, чтобы отвлечься от суеты офиса. «Это помогает мне посмотреть на проблему с другой стороны, обдумать новую идею и вернуться к занятию бизнесом, когда я полностью готов», - рассказывает он.

А Энтони Тинкер, основатель тренинговой компании ItsLeadership, начинает каждый проект с прогулки в обществе клиента. Место не имеет значения. Они могут гулять и за городом, и в центре Лондона по набережной Темзы.

Однажды в одном из лондонских королевских парков Тинкер с клиентом принялись внимательно рассматривать мемориал принца Альберта. Памятник, возведенный королевой Викторией в память супруга, отличается затейливой композицией: фигура принца расположена в центре, а по бокам ее окружают четыре группы статуй, символизирующих искусство, торговлю, науку и сельское хозяйство, и еще четыре группы, изображающие разные части света. Рассматривая монумент, собеседники заговорили о компании клиента, подразделения которой находятся в разных странах мира, и о том, «как по-разному видят окружающий мир люди в зависимости от офиса, в котором они работают», вспоминает Тинкер. «Раньше я никогда не присматривался к мемориалу Альберта», - признается он.

Имитация превыше

Предприниматели в большей степени подражатели, нежели инноваторы. Основатель нескольких компаний Оли Баррет говорит, что бизнес-идеи предприниматели часто заимствуют у других людей. Они просто немного изменяют концепцию, привнося в нее коммерческий дух. Баррет и сам придал новое звучание нескольким идеям. Именно он создал игру для школьников MakeYourMarkWithaTenner («Добейся успеха с 10 фунтами в кармане») и придумал модное теперь в Великобритании развлечение speednetworking («скоростное общение» - мероприятие, где все участники рассаживаются за одним длинным столом и через пять минут меняются местами, чтобы завязать как можно больше контактов). Идея создать игру в предпринимателей для школьников пришла ему в голову после одного его выступления в школе. «Я подобрал там газету, в которой была история о викарии, раздавшем по 10 фунтов стерлингов своей пастве, чтобы те нашли ему благотворителей, готовых жертвовать на приход. Я тогда подумал, что будет, если раздать по 10 фунтов школьникам», - рассказывает Баррет. Теперь, семь лет спустя, розданы уже сотни тысяч 10-фунтовых купюр, а в игру продолжают играть тысячи школьников.

В поисках новых идей Баррет много читает: «Бизнес возникает там, где надо разрешить какую-нибудь проблему. А эти проблемы лучше всего находят и вытаскивают на свет божий газеты». Предприниматель часто читает TheWeek, еженедельный дайджест газетных статей, где широко освещаются разные темы, Campaign, где печатают интересные новости, и даже некрологи, потому что там иногда описываются необычные судьбы людей. Он также ищет идеи в социальных сетях и в Google. Его взгляд приковывают фразы типа «это великолепно» или «это гениально». В текстах с такими фразами можно встретить описание продуктов и бизнес-концепций, которые вызывают у людей восторг. «Множество людей охотно делятся в интернете своими идеями», - замечает он.

Непрямые ассоциации

Однако самым любимым способом поиска идей у Баррета и сейчас остается живое общение с людьми. За последние годы он организовал множество встреч в формате «скоростное общение». Опыт показал, что лучшие результаты получаются тогда, когда участник приводит гостя, чья работа далека от бизнеса. «Это могут быть полицейский, дантист, учитель. В такие моменты мои мозги начинают работать в ускоренном режиме», - говорит Баррет.

Слышать клиента

Энди Джент, соучредитель компании - разработчика программного обеспечения по учету налогов ArrkSolutions, рассказывает, что идея создания нового продукта пришла ему в голову после встречи с клиентом. «По дороге к лифту тот попросил нашу компанию помочь ему написать отчеты для налоговых органов. Конечно, мы согласились. А потом в такси по дороге в офис сформулировали идею и ввели соответствующие формулировки в поисковик Google», - вспоминает Джент. «В первые же полгода объем продаж нового продукта составил 500 000 фунтов стерлингов ($847 250). Наш бизнес утвердился на новом рынке. Новым продуктом заинтересовались такие компании, как Schroders, BlackRock, Zurichи AIB. А ведь идея родилась на пустом месте», - добавляет он.

Лара Морган начинала свой путь в предпринимательство с открытия компании - поставщика гигиенической косметики PacificDirect. Теперь она собирается запустить в продажу линию духов без жидкости, которые должны решить проблемы авиапассажиров, не имеющих права проносить в салон самолета обычные флаконы духов. «Очень часто нам просто хочется избавиться от проблемы, с которой мы столкнулись. Но любую идею, конечно, надо проверить», - говорит Морган. «Если вам кажется, что вы нашли решение, узнайте мнение людей о новом продукте и о том, будет ли он продаваться. Но спрашивайте об этом незнакомцев. Не обращайтесь к друзьям. Кто из ваших знакомых скажет вам прямым текстом, что вы дурак?»