Сюрприз для магазинов

Продовольственные ритейлеры зафиксировали неожиданное оживление продаж во II квартале. Сети утверждают, что растут не из-за инфляции, а благодаря увеличившемуся спросу
Россияне покупают дороже и больше/ М. Стулов/ Ведомости

Июньский пик. Алексей Улюкаев

министр экономического развития РФ. «Мне кажется, до 8% инфляции [в годовом выражении] мы не дойдем. Ожидаем инфляцию в 7,7-7,8% в июне, с июля инфляция пойдет вниз. 7,7-7,8% - верхний [июньский] предел».

Российская розничная торговля с начала II квартала заметила восстановление продаж в денежном и натуральном выражении, говорится в обзоре центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. Индекс уверенности торговцев вырос до +6% после того, как в прошлые кварталы достигал минимальных за несколько лет значений, указывает ВШЭ: в IV квартале прошлого года индекс составлял +3%, в январе - марте 2014 г. он немного подрос до +4%. Данные основываются на опросе около 4000 руководителей торговых организаций, который каждый квартал проводит Росстат.

Больше всего на настроения торговцев повлияло восстановление спроса потребителей: о нем в апреле - июне заявила почти четверть респондентов, а еще в I квартале - только 19%. В результате оценки розницы по продажам в натуральном и денежном выражении вернулись на уровень начала 2013 г. В апреле - июне баланс оценок по этим показателям составил по -1% (разница между долей респондентов, которые заявили о снижении и о росте). В начале года эти показатели составляли -9 и -8%.

«Сейчас мы совершенно неожиданно для летнего периода наблюдаем рост активности покупателей и рост нашего товарооборота. В предыдущие годы такого не было», - удивляется представитель одной из сетей гипермаркетов. По его словам, в мае и июне магазины сети начали выполнять планы по продажам, которые с начала года не дотягивали до запланированных на год вперед показателей: «Прирост был, но он был небольшой, а в мае и июне мы неожиданно видим рост выше плана».

«Магнит» и «Дикси», единственные из крупных российских сетей, раскрывающих ежемесячные данные по выручке, в апреле и мае тоже отчитывались об ускорении продаж. У «Магнита» выручка поднялась на 28,7% (при прогнозе компании на год в 22-24%), а у «Дикси» - на 27% (прогноз ритейлера на год - 15-20%). Аналитики объясняли это поддержкой продовольственной инфляции: по оценке «ВТБ капитала», в мае она составила 9,5%. По данным ВШЭ, 50% розничных сетей с начала II квартала подняли цены против 46% в январе - марте, но большая часть опрошенных торговцев не заявляли о планах снова повышать цены в III квартале.

Сами ритейлеры говорят, что их обороты растут не за счет инфляции. Представитель «Дикси» Екатерина Куманина уточняет, что анализ сопоставимых продаж сети подтверждает: средний чек растет в апреле - мае в реальном выражении (данные, очищенные от инфляционного влияния). Покупатели тратят больше за один визит в магазин, так как покупают больше товаров и более дорогих, говорит она.

В X5 Retail Group средний чек с начала апреля растет и в дискаунтерах «Пятерочка», и в супермаркетах «Перекресток», так как в корзине покупателя становится больше товаров, а также потому, что покупается больше свежей продукции, рассказывает представитель X5 Владимир Русанов. «Это может быть связано с теплым маем: хорошо идут продажи сезонных предложений», - предполагает он возможную причину необычной покупательской активности.

Представитель одной из сетей гипермаркетов говорит, что обороты растут из-за роста числа покупателей. При этом, по его данным, они активно покупают товары из так называемой социальной корзины (список из 24 продуктов, утвержденный правительством, - включает мясо, хлеб, некоторые овощи, молочные продукты и др.) - именно они при снижении суммы покупки дают рост оборота, считает сотрудник сети.

Именно со II квартала крупные ритейлеры начали активные промокампании и ценовые акции, напоминает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «Это могло также поддержать спрос, так как другие макроэкономические индикаторы не так позитивны - например, продуктовая инфляция продолжила ускоряться, что должно было оказать влияние на реальные располагаемые доходы населения, которые снижались год к году по результатам января - апреля», - говорит она. Реальные располагаемые денежные доходы в России сократились на 1,2% за январь - апрель 2014 г. год к году, по данным Росстата.

Кроме того, рост объемов закупок продуктов питания мог быть связан с перераспределением расходов покупателей: из-за ослабления рубля они могли меньше тратить на туристические поездки за границу и покупку импортных непродовольственных товаров, предполагает Колупаева.