Вагоны не поедут

Железнодорожные операторы опасаются остановки части парка с августа - после вступления в силу нового технического регламента Таможенного союза. Речь идет о десятках тысяч вагонов
До конца года с железных дорог может уйти до 5% подвижного состава/ Ю. Смитюк/ ИТАР-ТАСС

5% в утиль. 60000

столько вагонов должно быть списано в 2014 г., из них 33 000 - полувагоны, подсчитал гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Всего в России эксплуатируется 1,2 млн вагонов

В августе продлевать срок жизни старых вагонов будет сложнее: вступит в силу новый технический регламент Таможенного союза, который ограничит возможности операторов. Вагоны с закончившимся сроком службы будут отстранены от работы. Это ударит по крупнейшим операторам - Первой грузовой компании (ПГК, принадлежит Владимиру Лисину), Федеральной грузовой компании (ФГК, принадлежит РЖД), а также крупнейшему в России оператору, занимающемуся перевозкой зерна, - «Русагротрансу».

Основная сложность в том, что регламент определяет в виде приложения список ряда межгосударственных стандартов о правилах продления. Но пока ни один документ не принят. «Если такой регламент вступит в силу, то и у операторов, и у ремонтных компаний, и у вагоностроителей будут колоссальные проблемы - все остановится», - заявил «Ведомостям» гендиректор ПГК Олег Букин. По его словам, со 2 августа могут встать сотни вагонов ПГК.

Если новые правила продления сроков службы вагонов коснутся специализированного парка, в частности зерновозов, это поставит под угрозу вывоз урожая зерна, предупреждает представитель «Русагротранса». Возможность исключения из-под действия концепции специализированного парка (зерновозы, цистерны, цементовозы и др.) обсуждалась в правительстве, но решения нет, признает источник, близкий к одному из ведомств, курирующих железнодорожный транспорт.

«Ведомостям» удалось ознакомиться с разработанной Минтрансом концепцией процедуры продления сроков службы вагонов, которая основана на техрегламенте, но пока не утверждена. По ней продлить срок службы вагона можно только после «модернизации и сертификации» вагона. Срок службы устанавливается для заменяемых частей вагонов от 2 до 6 лет, следует из документа. Срок службы вагона может быть продлен, если его пробег после первого капитального ремонта достиг критических значений - от 900 до 2200 км в зависимости от типа. Если вагон допущен к продлению, то ему «присваивается новая модель и модификация».

Срок его службы может быть продлен не более чем наполовину от установленного - на 11 лет, говорится в техрегламенте. Но вот сколько раз можно продлевать срок службы, не ясно. Продление с модернизацией «может быть даже эффективнее», хоть и потребует от операторов дополнительных затрат, отметил Букин. «Сегодня за продление платим 15 000-20 000 руб. за вагон. По новым правилам нам нужно будет заплатить еще и за сертификацию. При этом сама процедура сертификации занимает от 6 месяцев до 2 лет», - говорит он. Человек, близкий к ПГК, подсчитал, что понадобится 12-20 млн руб. на сертификацию одного типа вагона и по 3 млн руб. на сертификацию одной вагоноремонтной компании. Президент РЖД Владимир Якунин предложил вице-премьеру Аркадию Дворковичу продлевать срок службы вагона без модернизации - на 6 лет. ФГК поддерживает это предложение, заявил «Интерфаксу» гендиректор оператора Виталий Евдокименко. «Мы выступаем за последовательную утилизацию вагонов, выработавших срок службы. Считаем компромиссным вариант правил, описанных в регламенте Таможенного союза, т. е. возможность продления с модернизацией и сертификацией ремонтных организаций», - заявил «Интерфаксу» председатель совета директоров компании Игорь Ромашов. Ранее ПГК предлагала Дворковичу ввести переходный период для нового техрегламента Таможенного союза.

Представитель ФГК от комментариев отказался. Представитель Минтранса на вопросы не ответил.