От редакции: Донецкий мир

JOHN MACDOUGALL/ AFP

Сегодня Совет Федерации отзовет разрешение применять военную силу на территории Украины, выданное президенту Владимиру Путину 1 марта. Об этом верхнюю палату парламента попросил сам Путин в целях урегулирования ситуации в восточных регионах Украины, а также в связи с началом трехсторонних переговоров в Донецке (см. статью на этой же странице).

В сущности, разрешение было объявлением войны - войны в том формате, который мы наблюдали последующие почти четыре месяца, с «вежливыми людьми» в Крыму, добровольцами-ополченцами в Донбассе, захватами зданий, финансовой, людской и пиаровской поддержкой из России (вплоть до назначения премьером ДНР российского политтехнолога). Военный мандат имел большое символическое значение, он определял позицию России в конфликте. Ключевой вопрос сегодня: обладает ли отзыв разрешения столь же мощной силой? Может ли отзыв мандата свернуть все то, что было развернуто актом его выдачи? (Мы при этом отдаем себе отчет в том, что формальное разрешение Совета Федерации для начала военных действий не обязательно и может быть получено задним числом.)

Объявление Петром Порошенко мирного плана и прекращения огня; публичная поддержка плана Порошенко Путиным; переговоры в Донецке представителей Украины, России, ОБСЕ и лидеров ополченцев; телефонные переговоры Путина и Барака Обамы - вся эта цепочка событий заставляет предположить, что официальный отзыв разрешения на войну - часть большой сделки, пусть, возможно, и промежуточной. В чем же состоит сделка?

Запад связал отказ от введения санкций третьего уровня в отношении России с конкретными шагами по деэскалации ситуации на Украине. Возможно, такие шаги мы и наблюдаем.

Кроме отказа от расширения санкций Запад мог обещать не блокировать «Южный поток» (собственно, вчера в рамках визита Путина в Австрию подписывались соглашения по проекту). Могут быть также сделаны шаги к компромиссу по проблеме Крыма: ЕС запретил импорт из Крыма и Севастополя, кроме случаев, когда товары сертифицированы на Украине. Если такая сертификация будет налажена, все стороны смогут истолковать это к своей выгоде.

Большая сделка

Санкции могут быть обсуждены 27 июня на встрече лидеров ЕС. В тот же день Порошенко должен подписать экономическую часть соглашения Украины и ЕС: Россия вряд ли сможет помешать этому.

Проведение переговоров с участием лидеров непризнанных республик Юго-Востока формально является уступкой России, но эти переговоры могут быть действенными, только если Россия имеет влияние на добровольцев и сможет принудить их к миру.

Успехи Киева по блокированию зарубежных счетов бывшего президента Януковича и его окружения, очевидно, сказались на финансировании мятежников. Замирению Донбасса также будут способствовать данные Порошенко обещания децентрализовать власть. Ринат Ахметов, считающийся самым влиятельным бизнесменом в Донбассе и пытавшийся вести сложную игру (вплоть до организации своих сил самообороны), похоже, договорился с Киевом - это еще больше урезало ресурс протеста.

Нельзя не отметить, что отзыв Путиным разрешения на войну сильно расстроил радикальных патриотов внутри России. Накал патриотической пропаганды в государственных СМИ уже снижается какое-то время, ее место все больше занимают законодательные инициативы о запрете иностранных слов, матерной ругани и продажи сигарет женщинам моложе 40 лет.

Переговоры в Донецке впервые за время кризиса привели к взаимным обязательствам сторон - отчасти уже нарушенным - прекратить огонь до 27 июня. На соблюдение этих обязательств рассчитывать трудно, но главная новость состоит в том, что стороны в принципе сели за стол переговоров, что, учитывая степень взаимного недоверия, казалось невозможным еще несколько дней назад. В то же время стороны переговоров не очень хотят обозначать себя в качестве таковых, предпочитая представлять свои интересы через посредников с крайне размытыми полномочиями.

Не торопимся с выводами

Украинский президент участвует в переговорах только в качестве автора обсуждаемого плана, который Порошенко представит в четверг в Страсбурге депутатам ПАСЕ. Переговоры напрямую означали бы признание политической субъектности самопровозглашенных лидеров Юго-Востока, что Киеву не нужно. С точки зрения Киева, это трехсторонние переговоры представителя ОБСЕ Хайди Тальявини, посла России Михаила Зурабова и бывшего президента Леонида Кучмы, который представляет президента нынешнего, но неофициально.

Россия официально никогда не подтверждала своего влияния на события в Донецке и Луганске, а потому формально не может быть стороной переговоров. Участие Москвы официально ограничивается присутствием Михаила Зурабова, но и в этом случае куда важнее участие опосредованное. Его признаком можно считать участие в переговорах лидера общественного движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука - близкого к Путину политика. Участие лидеров «народных республик» также, вероятно, предложено российской стороной.

Такие опосредованные переговоры удобны тем, что их статус зависит от конечного результата. В случае неудачи их можно постфактум признать не имевшими никакого официального статуса, а участники имеют возможность отказаться от договоренностей. В случае же удачи официальные стороны легко оказываются миротворцами, а статус неофициальных превращается в предмет торга. Представителей «народных республик» можно будет считать «террористами» или «сторонниками федерализации» в зависимости от обстоятельств.