В магазине как в аптеке

Правительство вернулось к идее разрешить продажу безрецептурных лекарств в продовольственных магазинах. Это может увеличить продажи розничных сетей на 1-2%
Сергей Портер/ Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил ведомствам составить перечень безрецептурных лекарств для продажи в продовольственных магазинах. Об этом говорится в протоколе заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 17 июня (копия есть у «Ведомостей»). Минздраву, Минпромторгу, Минэкономразвития и Роспотребнадзору поручено «определить ограниченный перечень лекарственных средств и порядок их реализации в розничных продовольственных торговых сетях и представить в правительство».

Представитель секретариата Шувалова подтвердил, что такие поручения даны ведомствам. Работа продолжается, говорит он, Минздрав, Минпромторг и Минэкономразвития совместно анализируют перечень групп лекарственных средств, которые граждане могут использовать самостоятельно.

Идея разрешить продовольственным магазинам продавать некоторые лекарства обсуждается в правительстве с осени 2012 г. Список таких препаратов пытался составить Минпромторг: в него входили лекарства от алкоголизма, курения, геморроя, насморка, кашля, головной боли, жаропонижающие, антисептические, слабительные и гормональные препараты, средства для снижения веса, а также гематоген. Но против идеи продавать лекарства в непрофильной рознице тогда выступил Минздрав: он опасался, что в продаже станет больше некачественных и фальсифицированных лекарств, а цены неконтролируемо повысятся. В начале 2013 г. Минздрав согласился, чтобы ритейлеры могли продавать средства по уходу за больными, средства личной гигиены, детское питание и некоторые виды пищевых добавок, которые лишены компонентов лекарственных препаратов.

Тем временем ведомства продолжали дискуссию. Минэкономразвития неоднократно писало в Минздрав, что поддерживает продажу безрецептурных лекарств в продовольственных сетях, говорит помощник министра экономического развития Елена Лашкина. В последнем письме Минэкономразвития предложило внести в законодательство несколько изменений, в частности разрешить сетям продавать безрецептурные лекарства для снятия симптомов заболеваний, не требующие особых условий хранения, ввести упрощенную форму лицензии для торговли отдельными группами фармпрепаратов и установить для них особый порядок реализации.

Шувалов предлагает взять за основу прежний список Минпромторга, говорит один из участников совещания 17 июня - исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. Не совсем понятно, почему безрецептурные средства не могут продаваться в магазинах, тем более что де-факто они уже сейчас там продаются - например, в автомобильных аптечках, рассуждает Карпов. Тем не менее Минпромторг сейчас дорабатывает этот список, говорит представитель его пресс-службы. В него могут войти жаропонижающие, противопростудные, желудочно-кишечные, абсорбирующие безрецептурные препараты, средства наружного применения и приборы диагностики, витамины; их продажа возможна «при соблюдении всех правил, установленных для хранения и продажи лекарств, а также при наличии в торговом зале фармацевта». Это способствует конкуренции на фармацевтическом рынке и повысит доступность лекарств для покупателей, рассчитывают представители Минпромторга и Минэкономразвития.

Ведомства должны представить предложения в правительство к 17 июля, говорит представитель Минздрава. Вопрос об изменениях в список лекарств, ранее составленный Минпромторгом, сейчас прорабатывается, отметил он.

Если продовольственные сети добавят в ассортимент безрецептурные лекарства, это может дать им 1-2% дополнительных продаж, полагает Карпов. В первую очередь это удобство для покупателя - как следствие, увеличится их приток в магазины и повысится средний чек, говорит Владимир Русанов из X5 Retail Group (владеет в том числе сетями «Перекресток» и «Пятерочка»). «Опыт работы аптек в формате shop-in-shop в ряде наших магазинов тому прямое подтверждение», - утверждает он.

Пользуясь эффектом масштаба, торговые сети смогут закупать препараты на более выгодных условиях и устанавливать меньшую наценку, чем аптеки, полагает Карпов. Аптечные сети даже опасаются, что не смогут на равных конкурировать с торговыми сетями. «Конечно, ценовая политика и цепочка поставок розничных сетей строятся иначе, чем у аптек, в результате цены могут оказаться ниже, но для предварительной оценки слишком мало информации», - говорит Екатерина Куманина из группы «Дикси».

Аптеки действительно опасаются конкуренции со стороны продовольственных ритейлеров. По оценке исполнительного директора Аптечной гильдии Елены Неволиной, у аптеки средний уровень рентабельности по чистой прибыли - от 2,5% (если в ней преобладает лекарственный ассортимент) до 3-3,5% (если нелекарственный). Впрочем, у продовольственных ритейлеров этот показатель, как правило, не выше. У X5 Retail Group он составил в прошлом году 2,1%, у «Дикси» - 1,7%, у «О'кей» - 3,6%. Наибольшей маржа по чистой прибыли среди российских публичных ритейлеров была у «Магнита» - 6,14%.

Но надежды продовольственных сетей, что они смогут закупать и продавать большой аптечный ассортимент, Неволина считает утопическими: многие ходят в аптеки, чтобы заодно получить консультацию, а многие - просто по привычке. Вдобавок крупным ритейлерам придется конкурировать не только с аптеками, но и с небольшими магазинами, предупреждает эксперт.

Если ритейлеры получат часть аптечного ассортимента, то и без того низкая рентабельность аптек снизится, соглашается гендиректор аптечной группы А5 Андрей Гусев. Он против продажи лекарств вне аптек: ритейлеры, по его мнению, не смогут обеспечить сопоставимого качества обслуживания пациентов. У ритейлеров не возникнет проблем с контролем качества, а масштабы и широкая география сетей помогли бы решить проблему доступности лекарств, возражает Карпов из АКОРТ.