20% своими силами

Авиакомпания «Россия» довела долю пассажиров, которую она обслуживает в «Пулково» самостоятельно, до 20%. Эксперты в сомнении: так можно улучшить сервис, но экономически вряд ли выгодно
Екатерина Кузьмина/ Ведомости

«Россия» начала самостоятельно обслуживать рейсы в Симферополь, регистрацию и посадку пассажиров пяти ежедневных рейсов обеспечивают сотрудники авиакомпании, сообщает ее пресс-служба. После открытия нового терминала в «Пулково» «Россия» стала сама обслуживать пассажиров, летящих в Германию, в Москву; затем перевела на «самообслуживание» рейсы в Париж, Ниццу и Стамбул и сейчас 20% рейсов обслуживает без участия сотрудников аэропорта, сказано в сообщении. Сотрудники компании осуществляют регистрацию, посадку в терминале и доставку пассажиров на борт, а на международных рейсах также встречают их и сопровождают по пути в терминал.

Авиакомпания Emirates в «Пулково» работает с персоналом аэропорта, так как рейсов из Петербурга немного, услуги по регистрации и сопровождению пассажиров составляют около 15-20% от аэропортовых сборов, говорит директор Emirates в России и СНГ Егор Плахов. Но у российских авиакомпаний экономика другая - они в целом платят меньше аэропорту, добавляет он. По словам Плахова, Emirates самостоятельно обслуживает пассажиров в Сингапуре и Бангкоке, «Аэрофлот» - в «Шереметьево». Однако, по его оценке, такой проект может быть невыгоден авиакомпании экономически, хотя действительно позволяет лучше контролировать работу с пассажирами, быстрее решать проблемы и обеспечить более высокое качество сервиса.

ОАО «Авиакомпания «Россия»

Авиаперевозчик. Акционеры (данные компании на 31 марта 2014 г.): ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» (75% минус 1 акция), Комитет по управлению городским имуществом Петербурга (25% плюс 1 акция). Финансовые показатели (РСБУ, 2013 г.): Выручка - 31,6 млрд руб., прибыль - 588,3 млн руб.

«Россия» наряду с «Трансаэро» является базовой авиакомпанией аэропорта «Пулково», ежедневно она обслуживает около 20 000 пассажиров. В 2013 г. пассажиропоток «Пулково» составил 12,9 млн пассажиров (около 35 300 в день), в этом году он ожидается на уровне 14,8 млн (около 40 500), говорил в мае «Ведомостям» Сергей Эмдин, гендиректор управляющего аэропортом ООО «Воздушные вороты Северной столицы» (ВВСС).

Как это сказывается на показателях ВВСС и использует ли такую практику «Трансаэро», выяснить не удалось - авиакомпания и ВВСС не ответили на запрос «Ведомостей».

Самостоятельное обслуживание популярных направлений обоснованно как экономически, так и с точки зрения качества услуг (позволяет контролировать скорость обслуживания и оперативнее решать возникающие проблемы напрямую), для крупных авиакомпаний это распространенная практика в базовых аэропортах, отметили в пресс-службе АК «Россия». Увеличивать количество рейсов с собственным обслуживанием «Россия» пока не планирует.

Гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак согласен, что с экономической точки зрения такой проект вряд ли будет выгодным.