Алексей Чалый: Интервью - Алексей Чалый, директор Агентства стратегического развития Севастополя

Алексей Чалый рассказывает о революции в Севастополе, своем бизнесе, будущих выборах в заксобрание и перспективах города как центра передовых оборонных технологий для армии
Алексей Чалый, директор Агентства стратегического развития Севастополя/ Рамиль Ситдиков/ РИА Новости

До недавнего времени об Алексее Чалом мало кто знал. В 1990 г. он вместе с группой инженеров учредил ООО «Таврида электрик», специализирующееся на производстве электротехнического оборудования, и возглавил компанию. Когда осенью 2013 г. в Киеве начались митинги против решения президента Виктора Януковича отложить подписание договора об ассоциации Украины с ЕС, в Крыму действия властей, напротив, поддержали. 23 февраля, когда Януковича на Украине уже не было, в Севастополе прошел митинг-референдум «народной воли». Пришедшие избрали Чалого временным главой городской администрации. После того как Крым стал российским, Чалый неожиданно попросил президента Владимира Путина не назначать его губернатором Севастополя, а возглавил Агентство развития города. Оно вместе с Агентством стратегических инициатив (АСИ) подготовило концепцию развития Севастополя до 2020 г. Чалый утверждает, что инвесторов уже нашел.

1990

стал соучредителем и генеральным директором ООО «Таврида электрик»

2011

вошел в совет директоров Tavrida Electric Holding AG

2014

в феврале - апреле - председатель Координационного совета по организации Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности города

Крымский бизнес со швейцарским акцентом

По данным ЕГРЮЛ на 2008 г., Алексей Чалый был соучредителем российского ЗАО «ГК «Таврида электрик» с долей в 60%. По данным СПАРК со ссылкой на Росстат, на настоящий момент владельцем 99,99% акций компании является ЗАО «НПО «Таврида электрик» (принадлежит швейцарской Tavrida Electric Holding AG, зарегистрированной в 2006 г.). Оставшаяся доля в 0,01% - у ООО «ПГ ТЭЛ» (в котором, по данным ЕГРЮЛ на 2009 г., 72,4% - у Алексея Чалого и 4,7% - у Михаила Чалого).

О городе

Севастополь. Постоянное население (на 1 апреля 2014 г.) - 384 035 человек. Располагаемые доходы на душу населения (2013 г.) - 26 262 грн. Уровень безработицы (по методологии МОТ, I квартал 2014 г.) - 7,4%. Ввод жилья (2013 г.) - 304 400 кв. м (рост - 23,5% к предыдущему году). Предпринимательство (2013 г.): количество предприятий - 4288 (из них 4120 - мелкие, 166 - средние, 2 - крупные), затраты на персонал - 2,08 млрд грн, объем реализованной продукции - 12 967,7 млн грн, чистый убыток - 333,1 млн грн. Оборот розничной торговли (2013 г.) - 10 386,7 млн грн. Товарооборот (2013 г.): экспорт - $87,7 млн, импорт - $95,7 млн. ВРП (2012 г.) - 9,891 млрд грн, на душу населения - 25 872 грн. Бюджет (2014 г.): доходы - 26,5 млрд руб., расходы - 26 млрд руб.

- Вы как-то говорили, что Украина уже не будет дружественной России. Почему и как долго?

- Как государство Украина не будет дружественной [России] ближайшие много лет. Моя точка зрения - в течение всего нового поколения. Оно выросло на русофобии.

- Последние события показали, что есть регионы, которые симпатизируют России.

- Да, Украина разделена. Но откалывание Крыма, беженцы из Донбасса, Одессы - Украину покидают носители нашей национальной идеи. Если раньше баланс сил был на уровне 50 на 50, то сейчас он изменился не в нашу сторону. Плюс усилия русофобских властей.

- Опросы показывают, что большинство россиян поддержало присоединение Крыма, но с введением санкций некоторые начали задумываться о цене присоединения. Как вам кажется, можно ли было присоединить Крым к России иначе, чтобы экономические последствия были менее ощутимы?

- Была определенная ситуация - евромайдан, отказ Януковича от власти. И в этой ситуации население Севастополя взяло власть в свои руки и перекрыло входы в Крым, создав предпосылки для изменения ситуации на полуострове. По сути, дальше у российских властей могло быть два сценария: поддержать порыв или слить [протест]. Тактически, с моей точки зрения, все было сделано блестяще: никогда до сих пор Крым не присоединяли [к России] при отсутствии серьезных жертв. Но стратегически мы за 20 лет проиграли практически всю Украину. Как так получилось, что люди, сидящие далеко за океаном, сумели сформировать [на Украине] поколение, которое к ним лояльно и ненавидит Россию? Вот это гигантский стратегический проигрыш!

- Что стало отправной точкой обострения конфликта весной?

- В Севастополе их было несколько. Первая - 19 ноября 2013 г. Обращение севастопольской общественности против подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. Это было сделано в тот момент, когда украинские власти всех уровней это поддерживали. 21 ноября, т. е. через два дня, Янукович отказался от ассоциации. Дальше был евромайдан. Мы со своей стороны накаляли градус неприятия тех событий, которые происходили в Киеве. 23 февраля в Севастополе прошел митинг против евромайдана и за присоединение к России. На том митинге я был провозглашен народным мэром.

- Когда вы почувствовали поддержку со стороны России?

- Первую поддержку почувствовал 24 февраля. Она была неявной, было понятно, что окончательного плана действий еще нет. Но, судя по реакции людей, которые представляли Российскую Федерацию, казалось, что решение уже принято.

- Что было бы, если бы Россия не поддержала итоги референдума?

- Реки крови.

- Почему, как вам кажется, Россия публично поддержала Крым и даже приняла полуостров в свой состав, а юго-восточную часть Украины публично поддерживать не спешит?

- Примерно понимаю [почему так произошло], но распространяться об этом было бы неправильным. Для нас, слава богу, все обошлось. Себе я поставил за эту операцию «отлично»: страну поменяли, убитых нет, никаких «правых секторов».

- С момента референдума прошло полгода. Можете подвести какие-то промежуточные итоги?

- Это вопрос к исполнительной власти. Могу сказать как наблюдатель: острая фаза, когда останавливались банки, предприятия не могли открывать счета, прошла. Переход в новую систему координат, на новую валюту случился. Но наступает более длительная, затяжная фаза, которая характеризуется спадом экономики. Была некоторая экономика - плохая, спору нет, но она была как-то настроена. Большинство предприятий из сферы услуг были настроены на поток украинских товаров - что банки, что ритейл были украинскими. Сейчас они если не совсем придушены, то почти умирают. А новая система отношений еще не родилась. На это нужны месяцы.

- Как она может родиться, если против крымского бизнеса и желающих инвестировать в Крым приняты санкции? Кто захочет инвестировать в такой регион?

- Это вопрос денег. Бизнес циничен. Даже в Советском Союзе покупали американские микросхемы. Это просто дороже. То же самое, например, и с российским ритейлом - заход через третьи структуры, дочерние или подставные компании вполне возможен. Санкции - это просто способ ухудшения жизни здесь. Товары будут, но они станут дороже.

- И население сможет их себе позволить?

- Это же рыночная экономика. Вопрос баланса: никто не будет ставить цены, которые население себе не может позволить. В масштабе месяцев - пока будет выкарабкиваться экономика - люди станут беднее. Но стимулы для прихода российских компаний в Крым создавать нужно. Иначе экономику региона не перестроить.

- Как на вашем бизнесе - компании «Таврида электрик» - отразились персональные санкции против вас?

- Бизнес я продал.

- Полностью?

- Большего говорить не стану.

- На предстоящие 14 сентября выборы в заксобрание Севастополя вы пойдете как лидер списка «Единой России». Какие цели ставите перед собой?

- Я в это дело влез совершенно искренне и пока не жалею. Надо попытаться сделать нормальное городское управление! Для этого нужно принимать законы. При этом, идя на выборы, формально не являюсь членом какой-либо партии. Всегда был беспартийным.

- Вас не смущает спорная репутация «Единой России»?

- Но мы-то рафинированные, чистенькие, мы с нуля начинаем. Вопрос в том, каких людей привести в новые органы власти, каков будет прежде всего их моральный и профессиональный уровень. При украинской власти основная масса представителей органов власти занималась зарабатыванием денег. Пришли на место ради себя, любимых, и, вместо того чтобы представлять интересы общества, представляли свои собственные. У меня же был пул людей вокруг меня, которые голову на плаху положили за интересы общества, и сегодня они в списке «Единой России». Что плохого в программе этой партии? Абсолютно ничего. Вопрос в реализации конкретными людьми идей в конкретных местах.

- И все-таки какие цели вы перед собой ставите?

- Все они прописаны в концепции развития Севастополя. Давайте разделять исполнительную власть и заксобрание. Последнее выпускает законы. Они очень важны для реализации концепции. Чтобы она заработала, необходим, например, закон об эффективном собственнике. Я могу назвать целый список законов, которые нужны для перезагрузки экономики Севастополя.

- А остальные партии как оцениваете? Говорят, многие украинские депутаты переписались в российские партии...

- И такие есть. Это очень неприятно. Я не доверяю людям, которые сделали успешную политическую карьеру при Украине, а теперь с таким же рвением собираются изображать патриотов России.

- В разработанной вами вместе с АСИ концепции развития Севастополя нет плана по инвестициям. Можете сказать, на какие объемы бюджетных и частных инвестиций рассчитываете?

- Мы использовали другой подход, а не макроэкономический - когда сначала говорят об объеме инвестиций, а потом о том, сколько приходится на государство и частный бизнес. Мы концепцию делали с позиции микроэкономики, т. е. конкретных проектов. Меня объем инвестиций не интересует. Важно, что от инвестиций получит город. Сегодня дыра в бюджете города - 6 млрд руб., ее надо чем-то заполнить. Мы ставим задачу сделать бюджет бездефицитным. Для этого искали компании, заинтересованные в инвестициях в Севастополь. Но чтобы получить от нас поддержку, их проект должен приносить определенный доход в бюджет города. Сегодня компаний, которые отвечают нашим критериям, пока 17. Изначально смотрели более 60.

- Каков критерий их отбора?

- Бюджетный эффект в 15 млн руб. с 1 га земли. Помимо налоговых отчислений есть не менее важный косвенный эффект: инвестор несет часть переменных затрат - например, на комплектующие, которые закупаются в городе. Плюс постоянные затраты - тарифы, зарплаты, транспортировка, - которые тоже поступают в экономику города.

- Как вы будете помогать инвесторам?

- Они получат землю и инфраструктуру. Логика такая: вопрос создания инфраструктуры - вопрос города, а не компании. В жизни это не так. Я же всегда играл с той стороны: мне ни один российский регион ни разу этого не предоставил. Заходя в новый город, приходилось создавать инфраструктуру самому. А мы говорим инвестору: ты придешь на готовую площадку, где будет все, что тебе нужно: столько-то мегаватт электроэнергии, воды определенного качества, тепла и т. д. А инвестор должен перепрыгнуть тот барьер, который нас устраивает. А сколько он при этом потратил денег на технологию - для меня это вопрос двадцать шестой.

- Есть ли расчеты возможных налоговых поступлений от крупных инвесторов?

- Около 30 млрд руб. к 2030 г. Расходы города при текущих 9 млрд руб. можно будет нарастить в 3 раза. Благодаря инвестиционным проектам в 2019 г. рассчитываем выйти на бездефицитный бюджет.

- Что это за частные проекты? Оборонка?

- Да, это пул компаний, которые обладают определенными технологиями в этой сфере. В совокупности они позволяют создавать те приборы, которые сегодня очень востребованы Минобороны, но на них наложены санкции. Будет три кластера - микроэлектроники, приборостроения и электротехники.

- «Таврида электрик» будет представлена в этих кластерах?

- В электротехническом кластере она планирует построить новый завод с оборотом в 2 млрд руб. Строительство начнется в 2015 г., планируется закончить в 2016 г. В итоге в городе появится система смарт-грид - интеллектуальные распределительные электросети. Проект будет реализовываться с «Россетями». Но завода недостаточно, еще нужно создавать сетевую компанию нового типа.

- Евросоюз недавно ввел санкции против компаний, продающих крымским контрагентам новые технологии и инвестирующих в энергетический сектор полуострова. Как это отразится на развитии Севастополя?

- Возможность закупать новые технологии за рубежом развратила местные компании и производителей. Европа сегодня далеко не основной поставщик микроэлектронных компонентов. Технологии есть и в России, вопрос, как их консолидировать и направить на определенную цель.

- Первые 17 компаний, которые прошли отбор, - российские?

- Да, иностранных среди них нет. Ничего изобретать они не будут. Будут использоваться существующие решения, которые не развивались из-за лоббизма в том числе иностранных конкурентов. Санкции позволяют вернуться к этим предложениям.

- Какие затраты планируете на развитие инфраструктуры?

- В федеральной целевой программе развития Крыма на Севастополь заложено 38 млрд руб. Всех проблем города, в том числе инфраструктурных, эти деньги, конечно, не решат. Но за все 23 года украинской независимости Севастополь столько денег не получил!

Проблемы города, на которые потребуется финансирование, можно разбить на три составляющие. Первая - инфраструктура под проекты, про которые я говорил. Это затраты в единицы миллиардов. Вторую проблему я называю «отложенная амортизация». На протяжении многих лет городские системы не модернизировались в том темпе, который был нужен для поддержания их в стабильном состоянии. Изношенность составляет 80% при среднероссийском уровне в 50%. Нужны разовые инвестиции, чтобы достигнуть среднероссийского уровня, - это около 15 млрд. Третья проблема - развитие. Ни бюджетные компенсации, ни обновление сетей не сделают бюджет профицитным. Чтобы изменить ситуацию, экономике нужен толчок. Это еще 5-10 млрд руб. и дешевые кредитные ресурсы.

- Севастопольским морским заводом, крупнейшим судоремонтным предприятием города, владеет президент Украины Петр Порошенко. Какова судьба этого завода?

- Вопрос тут не только о Порошенко, он не одинок во владении производственными активами в Севастополе. Что касается Севморзавода, то недавно создана компания, которая будет заниматься продажей предприятия.

- А кто может выступить покупателем?

- Город. Для этого нужны корпорация развития Севастополя и льготные кредитные ресурсы.

- Лоббировать перенос части оборонзаказа в Севастополь будете?

- Отчасти, но это привлекательно для самих компаний. Они же коммерческие организации, а налоговые условия будут льготными, заказчик - флот - находится здесь. Когда город был украинским, какие-то работы не велись из соображений секретности. Не обязательно идти через Кремль, можно и пряником экономическим.