Временно великая держава

AP

Россияне сплотились вокруг присоединения Крыма и противостояния Западу, поскольку эти события дали им почувствовать великодержавность страны, потерянную после развала СССР. К таким выводам пришли социологи конференции «Левада-центра», посвященной итогам 2014 г.

Директор «Левада-центра» Лев Гудков отметил, что присоединение Крыма вызвало мощный подъем консолидации, причем это произошло на фоне длительного недовольства властью. Сопротивление аннексии Крыма было только у 7% россиян, а почти 80% говорят, что страна возвращает позиции великой державы. После падения рубля эйфория спала, но это почти не сказалось на поддержке Путина, поэтому массовое сознание пока будет консолидироваться вокруг антизападных настроений, но к лету поддержка власти сильно упадет, прогнозирует Гудков.

Политолог Николай Петров отметил, что после событий на Болотной площади 6 мая 2012 г. власти избрали курс, который привел к военной мобилизации и авторитарности: «Страна является заложником режима, режим является заложником лидера, а лидер является заложником своих решений - никогда раньше Путин не ставил себя в ситуацию, когда отыграть назад невозможно и нельзя изменить стратегию». Власть продолжит некоторое время кормить людей риторикой, а потом перейдет к репрессиям, поскольку иначе она рухнет, полагает Петров. «Прогнозировать, что будет после краха режима, сложно: та сила, которая успеет схватить власть, окажется в выигрыше», - говорит эксперт, видя три такие силы: радикальные националисты, спецслужбы и Рамзан Кадыров, который в декабре вышел на седьмое место в рейтинге доверия.

Под влиянием присоединения Крыма произошел беспрецедентный рост доверия к властям, отмечает социолог Марина Красильникова, вместе с этим повысились оценки того, как будет развиваться экономика. Но уже в мае эти оценки стали падать при росте одобрения деятельности власти, а индекс ожиданий россиян в декабре 2014 г. оказался хуже, чем когда-либо.

Социолог Алексей Левинсон рассказал, что участники фокус-групп могут после нескольких вопросов сменить позицию «в Крыму военных не было» на вариант «Россия незаконно захватила Крым», и это не учитывается властями и СМИ. Изменилось отношение между властью, народом и «чужими», поясняет Левинсон: «Путин как бы говорит, что есть формальный мир, который основывается на правах и соблюдении закона, а есть мир человеческих отношений, основанный на помощи своим». Однако он не учитывает, что взгляды этого «чужого» есть, по сути, в тех 84%, кто его поддерживает, добавляет социолог.