Операторам приоткрыли вход в метро

В московском метро абонентам интернет нужен чаще голосовой связи/ Е. Разумный/ Ведомости

Представитель московского «Мегафона» Павел Ларин надеется на конструктивные отношения с новым руководством метрополитена. На 2015 г. «Мегафон» запланировал модернизацию более чем 70 базовых станций, работающих в покрывающей метрополитен сети 3G, а также строительство сети LTE в диапазоне 1800 МГц, которая охватит как старые, так и новые станции, рассказывает он. Всю свою сеть в метро «Мегафон» будет модернизировать для работы на скорости до 100 Мбит/с, говорит Ларин. LTE, по его словам, уже работает на станции «Тропарево» и на некоторых других новых станциях.

МТС покрыла 3G-сетью Сокольническую и Таганско-Краснопресненскую линии московского метро, а также улучшила 3G-покрытие на кольцевой линии. Проложенный на станциях и в тоннелях излучающий кабель позволяет без обрывов и повторной регистрации в сети пользоваться интернетом во время движения между станциями и в переходах между линиями метро, подчеркивает представитель компании Дмитрий Солодовников. Включить в метро 3G, а не 4G МТС решила, потому что сотовую связь третьего поколения поддерживает большинство планшетов и смартфонов, объяснил он. Но МТС также заинтересована и в развитии сетей четвертого поколения в московском метро, добавил Солодовников.

В ближайшие месяцы «Вымпелком» планирует запустить в метро сеть 3G, работающую в диапазоне 900 МГц, а также сеть LTE-800, говорит его представитель Анна Айбашева. Более конкретные сроки и линии метро она не называет. Трафик абонентов «Вымпелкома» в метро растет, объясняет она.

Представитель «Т2 РТК холдинга» (Tele2), который планирует начать работу в Москве в августе 2015 г., отказался от комментариев.

Строительство сетей в московском метро было фактически заморожено с 2011 г., говорит сотрудник одного из операторов, а также человек из компании – партнера одного из них. По словам последнего, МТС, в частности, сейчас достроила и запустила сети 3G, строительство которых началось до 2011 г. В том, что сетевое строительство застопорилось, один из собеседников «Ведомостей» винит заградительные тарифы на доступ к инфраструктуре, установленные метрополитеном. Тарифы не снизились, но новое руководство метрополитена, назначенное в июле 2014 г., стало относиться к операторам лояльнее и, по крайней мере, разрешает им проводить в метро различные работы, утверждает другой собеседник «Ведомостей».

Цены подземелья

7 млрд руб. во столько обошлось бы четырем сотовым операторам строительство одной на всех сети в московском метро, оценивал в сентябре 2014 г. сотрудник одного из сотовых операторов. Если бы они строили сети по отдельности, затраты каждого могли бы составить около 3 млрд руб.

Тарифы на доступ к своей инфраструктуре метрополитен повысил в июле 2011 г. В частности, в их перечень был добавлен разовый платеж за право размещения оборудования и кабелей – 1,16 млн руб. за один «станционный комплекс» (базовая станция и место под нее) и 1,11 млн руб. за 1 км кабеля. Тарифы не изменились, поэтому на старых линиях операторы сейчас достраивают сети, строительство которых началось ранее, утверждает источник в правительстве Москвы. На новых станциях ситуация несколько лучше – там операторы, чтобы сократить расходы на доступ к инфраструктуре, договариваются о ее совместном использовании, рассказывает он. Возможность совместного использования сетей (RAN Sharing) операторы действительно обсуждают друг с другом, подтвердили источники, близкие к двум сотовым компаниям.

В вагонах метро уже работает сеть WiFi «Максимателекома», доступ к которой бесплатен, напоминает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Не понятно, зачем строить в метрополитене новые сотовые сети с нуля – операторы могли бы арендовать у нее часть мощностей, считает он. Тем более что при проектировании этой сети предполагалось заложить большую свободную емкость волокон для нужд разных операторов, знает Мирзабеков. В метро пассажиры больше пользуются интернетом, чем говорят по телефону, добавляет он.

«Максимателеком» выступает за развитие голосовой связи в метро и будет рад сотрудничать с метрополитеном и операторами по этому вопросу, передал «Ведомостям» заместитель гендиректора оператора Олег Копицын.

Представитель метрополитена рекомендовал обратиться в департамент транспорта Москвы.

МТС начала проектирование и строительство сети на трех линиях метро еще в 2010-х гг., говорит представитель департамента транспорта Москвы. Еще в 2012 г. МТС ввела в эксплуатацию оборудование, размещенное на кольцевой линии, отмечает он. Тарифы на размещение телекоммуникационной инфраструктуры устанавливаются на основе независимой оценки, проведенной по заказу метрополитена, замечает представитель департамента. Он подчеркивает, что ведомство поддерживает развитие услуг сотовой связи в метро.