«Дизельгейт» не был неожиданным

Volkswagen признал, что бывший гендиректор Мартин Винтеркорн был предупрежден о проблемах с дизельными автомобилями/ Michael Sohn/ AP

Бывший гендиректор Volkswagen (VW) Мартин Винтеркорн был предупрежден о проблемах с уровнем выбросов дизельных автомобилей примерно за год до экологического скандала, заявил немецкий концерн. Но, говорится в сообщении VW, Винтеркорн мог не заметить предупреждения или не придать проблеме должного значения. Таким образом концерн пытается доказать суду в Германии безосновательность обвинений акционеров, подавших против него иск. Они считают, что VW не предупредил их вовремя о проблеме, из-за которой в 2015 г. обрушились котировки его акций.

Американские регуляторы 18 сентября 2015 г. заявили, что VW должен отозвать примерно 500 000 дизельных автомобилей в США, поскольку на них установлено программное обеспечение, позволившее во время лабораторных тестов занижать уровень вредных выбросов. Затем компания признала, что отзыву подлежат более 11 млн дизельных машин по всему миру. Теперь ей грозят многомиллиардные штрафы.

Сначала VW утверждал, что во всем виновата небольшая группа инженеров. Теперь концерн предложил новую версию.

Винтеркорн впервые был предупрежден о проблемах с выбросами 23 мая 2014 г., но мог не обратить внимания на сообщение из-за других писем или не придать ему значения, утверждает VW. Второй раз Винтеркорн получил электронное письмо 14 ноября 2014 г., и в нем среди прочих вещей говорилось, что затраты концерна на решение проблем с дизельными автомобилями в Северной Америке могут достичь 20 млн евро. Неизвестно, насколько понимали серьезность проблемы Винтеркорн и Херберт Дайсс, руководитель бренда Volkswagen, когда обсуждали ее 27 июля 2015 г. Тогда Винтеркорн попросил прояснить этот вопрос, сказано в заявлении VW. Только в конце августа руководство концерна осознало, что программное обеспечение нарушает законы США, и решило сообщить об этом регуляторам. Они сделали это 3 сентября 2015 г., а Винтеркорн был проинформирован на следующий день. После заявления властей США разразился международный скандал. Винтеркорн в конце сентября покинул свой пост, а его место занял Маттиас Мюллер из Porsche.

Ребекка Линланд, аналитик Kelley Blue Book, занимающейся автомобильными исследованиями, считает обнародованную сейчас версию «более правдоподобной, чем про группу инженеров», пишет FT. Но Карл Тобиас, профессор права Университета Ричмонда в штате Вирджиния, сомневается, что VW помогут заявления, что его руководитель мог быть слишком занят и не заметить важную информацию: «Они по-прежнему несут ответственность». Его мнение разделяет аналитик Evercore ISI Арндт Эллингхорст. «Доводы о занятости гендиректора вряд ли впечатлят регуляторов или судей», – приводит его слова Bloomberg.