Смартфон до окраины доведет

Основной прирост интернет-аудитории дали небольшие города и села

Стоимость мобильного интернет-доступа за последние годы значительно снизилась, а скорость выросла в разы, напоминает представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Теперь абоненты хотят быть онлайн постоянно, а не эпизодически. В сети «Мегафона» доля интернет-устройств составляла на конец прошлого года 53%, средний абонент стал скачивать за год на 25,7% больше данных.

Российская месячная интернет-аудитория увеличилась в прошлом году на 9,2% до 80,5 млн уникальных пользователей, следует из доклада Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), опирающегося на данные опросов фонда «Общественное мнение». Основной прирост дали небольшие города и села. Месячная аудитория – это все, кто вошел в интернет хотя бы раз за месяц. В 2013 и 2014 гг. темпы ее роста составляли только 7,4%.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко связывает ускорение роста с повышением доступности мобильного интернета. Армия пользователей, входящих на сайты с мобильных устройств, растет в среднем на 30% быстрее, чем пользователей компьютеров, говорит он. По данным РАЭК, аудитория мобильного интернета в России в прошлом году расширилась на 12,5%.

«Мобилизация» доступа в сеть – главная причина роста интернет-аудитории, не сомневается гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. В 2015 г. сотовые операторы активно строили сети третьего и четвертого поколения (3G и LTE) и мобильный интернет-доступ добрался до небольших городов и сел – туда, где раньше часто не было никакого, напоминает он. Расширяется линейка смартфонов и планшетов, поддерживающих эти технологии. Кроме того, к интернету стали массово подключаться люди старшего поколения, говорит Мирзабеков: в Москве большая часть заказов на подключение фиксированного интернета поступает от людей старше 55 лет.

Растет мобильная интернет-аудитория и за счет приезжих, трудовых мигрантов, добавил Плуготаренко.

По оценке Mobile Research Group, в 2015 г. смартфонами в России было обеспечено примерно 44% сотовых абонентов против 41% годом ранее. Продажи смартфонов за год сократились с 26,7 млн до 25,5 млн, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Рост интернет-аудитории связан с расширением LTЕ-cетей, удешевлением мобильных устройств для доступа в сеть, популяризацией интернет-сервисов, перечисляет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Среди абонентов «Вымпелкома» уровень проникновения смартфонов превысил в прошлом году 43%, увеличившись сразу на 19 п. п., говорит она, а смартфонов с поддержкой LTE у абонентов стало больше на 104%.

У Tele2 активных интернет-пользователей около 7 млн, или 19,5% абонентов, рассказывает ее представитель Константин Прокшин. В IV квартале 2015 г. их доля в общей абонентской базе оператора увеличилась к уровню годовой давности на 4,5 п. п. Наращивать число пользователей – стратегическая цель Tele2, это способствует росту выручки и позволит компенсировать снижение доходов от обычных звонков, отмечает Прокшин. Обеспеченность абонентов Tele2 смартфонами выросла в 2015 г. на 11,1 п. п. до 40,9%.

В 2015 г. технология LTE стала доступна жителям всех регионов, где работает МТС, говорит ее представитель Дмитрий Солодовников. Смартфонов на сети МТС уже 48,4%, удельная стоимость мегабайта постоянно снижается, появляются разные форматы бесплатного доступа – в определенное время, к определенным ресурсам.

Играет свою роль, по словам Плуготаренко, и госпрограмма ликвидации цифрового неравенства, которую с 2014 г. выполняет «Ростелеком». В 2015 г. оператор проложил около 22 000 км оптических линий связи и обеспечил интернет-доступ примерно в 1500 малых населенных пунктах, где 500 000 жителей, рассказывает его представитель Валерий Костарев. Примерно в 15% населенных пунктов, куда интернет еще предстоит провести, мобильной связи нет вовсе, говорит он.