Аномалия «Ростелекома»

«Ростелеком» застраховал себя от невыполнения обязательств участниками тендера/ Е. РАЗУМНЫЙ/ Ведомости

Один из трех лотов конкурса на закупку абонентского интернет-оборудования «Ростелекома» выиграли компании Qtech, Sercomm и ZTE, следует из конкурсной документации. В течение двух лет они готовы поставить производителю чуть более 580 000 роутеров для подключения абонентов к оптическим сетям GPON, из них 50% – Qtech, 30% – Sercomm, 20% – ZTE. Эти компании успешно прошли тестирование оборудования в лаборатории оператора и предложили наименьшую цену, говорит представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Начальная цена лота в ходе торгов и переторжек снизилась более чем на 46% – с $45,3 млн до $24,1 млн. В результате средняя цена GPON-роутера для «Ростелекома» составит $41,4.

«Ростелеком» – крупнейший интернет-оператор в России (по данным «ТМТ-консалтинга», 37% всех пользователей широкополосного доступа в интернет в России подключены к сетям оператора). Он объявил конкурс на закупку абонентского оборудования по стартовой цене $129 млн (8,6 млрд руб. по сегодняшнему курсу ЦБ) в ноябре прошлого года. Всего оператор планировал закупить 1,81 млн интернет-роутеров: 1,23 млн по технологии FTTB (fiber to the building – предполагающая подводку к дому оптоволокна и раздачу интернета в квартиры уже по медным кабелям) и 0,58 млн роутеров GPON (gigabit passive optical networks – стандарт подразумевает прокладку оптического кабеля в каждую квартиру). Закупка была разделена на три лота, за каждое FTTB-устройство оператор был готов заплатить до $64,15–72,25 в зависимости от характеристик, за GPON-роутер – до $77,79. По остальным двум лотам победители еще не определены.

В 2015 г. «Ростелеком» подключил по оптическим технологиям доступа, в том числе по GPON, около 1,16 млн абонентов, рассказывает Костарев, а за I квартал 2016 г. – еще чуть более 0,3 млн домохозяйств. Более трети из них приходится на GPON.

Конкурсная экономия

Оборудование, услуги, запчасти «Ростелеком» закупает на конкурсах более пяти лет. За счет этого экономия оператора в 2014 г. составила 16,8 млрд руб. (-9,8% к начальной цене), в 2015 г. – 24,9 млрд руб. (-13,9%), доля высококонкурентных закупок (четыре и более участников) увеличилась за два года с 17,7 до 27,2%, говорит Костарев.

$41,4 за GPON-роутер – очень дешево, рассказывает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Такие роутеры российской сборки обычно стоят не менее $100 – скидку «Ростелеком» получил скорее всего из-за очень большой закупки, считает он. По словам Мирзабекова, подключение GPON-абонента с учетом затрат оператора окупается в течение примерно 3,5 года. Традиционное подключение по медному кабелю окупается примерно за 1,5 года, но зато впоследствии у оператора GPON меньше эксплуатационные расходы, поскольку для работы на оптической сети требуется меньше персонала, объясняет Мирзабеков. При цене GPON-роутера $41,4 «Ростелеком» сможет окупить подключение абонента примерно за три года, снизив срок окупаемости примерно на полгода, посчитал Мирзабеков.

На конкурсе «Ростелекома» было проведено более 10 циклов переторжки, в ходе которых цена постоянно снижалась, говорит управляющий партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Евгений Вдовин. Итоговый процент снижения по лоту нельзя признать нормальным, полагает он. Такое снижение свидетельствует либо о значительно завышенной по сравнению со среднерыночной для условий данного контракта начальной цене, либо о том, что контракт будет исполнен с нарушением условий технического задания, считает Вдовин.

В секции торгов госкомпаний на Единой электронной торговой площадке (ЕЭТП) среднее снижение цены от начальной в первом полугодии 2016 г. составляет 14,2%, говорит представитель ЕЭТП. На площадке B2B-Center среднее снижение цены в ходе торгов госкомпаний составило 12%, рассказывает ее представитель. Конкурс «Ростелекома» – исключительный случай: такое снижение цены необычно для госкомпаний, признает представитель Федеральной антимонопольной службы. Однако жалоб на эту закупку не было, поэтому проверка не проводилась, уточнил он.

Существенное снижение цен объясняется тем, что «Ростелеком» впервые одновременно закупает такую большую партию оборудования на едином федеральном конкурсе, поясняет Костарев. Госоператор застрахован от невыполнения обязательств победителями конкурсов разными способами, рассказывает он: например, в случае отказа от выполнения договора со стороны победителя заказ может перейти следующему по рейтингу участнику конкурса, уточняет Костарев.

Старший вице-президент ZTE по России Тигран Погосян отмечает, что торги на конкурсе проходили в 12 этапов, а электронный аукцион, которым он завершился, продолжался 11 часов подряд. Еще до начала торгов оборудование требовалось испытывать в лаборатории «Ростелекома», рассказывает он. Все дело в крайне высокой конкуренции между производителями, уверен Погосян. По его словам, на конкурсах «Ростелекома», в которых ранее принимала участие ZTE, стартовая цена тоже зачастую снижалась на 20–50%.

Окончательная цена, которой в ходе торгов удалось достичь «Ростелекому», близка к себестоимости оборудования, утверждает менеджер одной из компаний, участвовавших в них. «Ростелеком» закупает GPON-оборудование по среднерыночной цене, по которой его, как правило, закупают крупные мировые операторы, говорит директор по маркетингу российского представительства Sercomm Александр Ламин. По его словам, случаи, когда стартовая цена на конкурсах крупных российских компаний связи снижается до 50%, не редкость. Стартовая цена часто устанавливается исходя из ориентировочных прайс-листов производителей, она привлекает большое количество участников, в финале таких конкурсов соревнуются сильнейшие игроки, говорит Ламин.