«Мегафон» приплатит абонентам

Абоненты «Мегафона» смогут увеличить мобильный счет благодаря процентам на остаток/ А. Гордеев/ Ведомости

Это не первая попытка российских сотовых операторов наладить карточные платежи с мобильных счетов. Так, о выпуске карт, привязанных к лицевым счетам абонентов, в 2011 г. сообщали «Вымпелком» и Альфа-банк. В 2013 г. «Мегафон» запустил аналогичный проект совместно с банком «Таврический». О результатах этих проектов представители операторов не говорят.

«Мегафон» совместно с банком Round начал выпуск банковских карт, привязанных к мобильным счетам абонентов, следует из сообщения компании. Пополнять карту можно будет, пополняя счет телефона – в офисах «Мегафона», через платежные терминалы, с электронных кошельков, – а платить по ней за товары и услуги как в интернет-магазинах, так и в обычных магазинах, ресторанах, на АЗС и т. п. При этом ежемесячно на остаток на счете будут начисляться средства из расчета 8% годовых, а возврат на карту при платежах в торговых точках компаний – партнеров «Мегафона» составит до 10% от потраченной суммы, говорится в сообщении.

С ростом остатка на счетах повысится средний ежемесячный доход с абонента (ARPU), в том числе за счет сокращения времени блокировки тех, у кого закончились деньги на счете, прогнозирует представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Пилотный проект показал значительный рост оборота по счету – до 12 000 руб. на активного абонента, утверждает она и надеется, что в коммерческой эксплуатации результаты будут аналогичными.

Правда, условия пользования картами «Мегафона» и его лицевым счетом отличаются от традиционных банковских продуктов. Например, за снятие наличных в банкоматах он берет с держателей карт комиссию 2,5%, следует из тарифов, опубликованных на сайте «Мегафона». Не участвует оператор и в программе страхования вкладов, говорили вчера его представители на встрече с журналистами.

Есть куда расти

70,4 млрд руб. составил в 2015 г. оборот российского рынка мобильных финансовых услуг, по данным AC&M Consulting. За год он вырос на 37%. Мировой рынок в 2015 г. увеличился более чем на 88% до $134 млрд

По темпам роста рынка мобильных финансовых услуг Россия отстает не только от развитых, но и от развивающихся стран, рассказывала ранее «Ведомостям» партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова. От развитых – потому что у российских абонентов на счетах, как правило, меньше денег; от развивающихся – потому что в таких услугах меньше необходимости: в России лучше развита банковская система, достаточно распространены банковские карты и интернет-банкинг. По данным AC&M Consulting, по итогам 2013 г. во всем мире мобильными финансовыми сервисами пользовалось примерно 13% сотовых абонентов, а в России – менее 5%.

Банковский продукт, представленный «Мегафоном», пока выглядит нишевым, не очевидна польза для абонентов мобильного оператора, считает руководитель центра развития digital-сервисов Альфа-банка Елена Бочарова. Чтобы получить какой-то заметный доход при такой ставке, абоненты должны держать на счете мобильного оператора крупные суммы (не менее 30 000–50 000 руб.) и есть большие сомнения, что они готовы это делать, считает она.

В среднем в России на счете абонента, пользующегося предоплатным тарифом, находится порядка 100 руб., рассказывал «Ведомостям» топ-менеджер одной из платежных систем. Впрочем, по его словам, точных данных на этот счет нет.

У нового продукта «Мегафона» есть шанс повысить остатки на мобильных счетах, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. 8% годовых по остатку на счете – очень хорошая ставка, в среднем в российских банках она сейчас составляет 5–6%, отмечает он. При этом конкурентное преимущество «Мегафона» перед банками – огромная сеть, в которой можно пополнять счета: только салонов связи, включая франчайзи, более 4000, говорит Кусков.

МТС совместно с МТС-банком выпускает платежные карты с 2011 г. – на сегодняшний день выдано более 3 млн таких карт, рассказывает представитель оператора Дмитрий Солодовников. Они не привязаны к мобильным счетам, оператор не начисляет проценты на остатки по ним, зато снятие с них наличных в банкоматах крупнейших российских банков бескомиссионное, замечает он. А в июне 2016 г. МТС выпустила карту, услуги связи для держателей которой бесплатны, напоминает Солодовников. В июле 2016 г. МТС рассказала о планах запуска сервиса, позволяющего платить с мобильного счета без использования пластиковой карты или смартфона: для оплаты достаточно назвать продавцу или официанту номер телефона и подтвердить платеж, ответив на полученную сервисную sms.

Абоненты «Вымпелкома» могут переводить деньги со своих счетов и получать на них переводы (обналичить их можно, оформив пластиковую карту «Билайн»), передал «Ведомостям» директор по финансовым продуктам и сервисам оператора Виктор Шкипин. Владельцы этой карты получают 9% годовых на остаток на банковском счете, а возврат средств от покупок по ней происходит не только в определенных торговых точках, как это сделано в «Мегафоне», а по любой покупке и составляет как минимум 1% от ее стоимости, перечисляет он. К тому же все уже привыкли к бескомиссионному снятию наличных, отмечает Шкипин. Не очень понятно, зачем пользователи обычных банковских карт должны переходить на карты «Мегафона», недоумевает он. Желание увеличить остатки на счетах подписчиков понятно, но на замену текущей банковской карты продукт не тянет, уверен Шкипин.