Inditex верит в большие магазины

Владелец Zara делает ставку на большие магазины и интернет в мире/ Д. Гришкин/ Ведомости

Владелец сети магазинов Zara – испанская Inditex может ускорить закрытие небольших точек, чтобы сосредоточиться на развитии крупных магазинов, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Такой ход наряду с развитием онлайн-продаж должен способствовать привлечению большего числа клиентов в магазины ритейлера.

Inditex – крупнейший в мире по обороту продавец одежды. Его чистая прибыль за финансовый год, закончившийся 31 января 2017 г., выросла на 10% до 3,16 млрд евро при росте выручки на 12% до 23,31 млрд евро. Компания объясняет хорошие показатели гибкой моделью бизнеса, позволяющей поставлять в магазины дважды в неделю модные предметы одежды. Правда, некоторые аналитики опасаются, что дело также в решении Inditex снизить цены, чтобы нарастить оборот, отмечает WSJ.

Бизнес-модель Inditex основывается на необычном для продавцов одежды решении – выпускать большую часть одежды в Испании, Португалии и других странах, близких к ее головному офису, но производство здесь довольно дорого, напоминает Financial Times. Такой подход позволяет Inditex отшивать новые модели быстрее конкурентов, зачастую – в течение нескольких недель. С другой стороны, эта стратегия также делает ритейлера уязвимым для валютных рисков.

За 2016/17 финансовый год сеть магазинов под брендами Inditex выросла на 279 точек – всего 7292 магазина по всему миру под брендами Zara, Pull & Bear, Massimo Dutti, Bershka и др.

Рынок растет

2,3 триллиона рублей составили продажи одежды в России в 2016 г. (+1%), по данным Fashion Consulting Group. По оптимистичному прогнозу экспертов, за 2017 г. рынок вырастет на 9%, по пессимистичному – на 5%

По оценке аналитиков Societe Generale, на онлайн-продажи приходится около 6% выручки Inditex. Этот канал продаж становится все более важным для компании – об этом говорит замедлившаяся экспансия традиционных магазинов в прошлом году. Ритейлер сосредоточен на более крупных и удачно расположенных точках, а функции более мелких магазинов берут на себя онлайн-продажи, отмечает WSJ.

В 2017 г. Inditex запланировала открыть 450–500 магазинов по всему миру при оптимизации 150–200 более мелких.

Россия для Inditex – третий по размеру торговой сети рынок после Испании и Китая. В России на конец января 2017 г. работал 541 магазин под брендами Inditex, по данным компании. За год сеть ритейлера в стране выросла на 56 магазинов, или на 11%. Таким образом, испанская компания восстанавливает темпы развития сети после того, как в 2016 г. замедлила открытие новых магазинов до рекордно низкого уровня. Данные по выручке на рынках отдельных стран Inditex не раскрывает. По оценке Euromonitor, Inditex – крупнейший игрок на российском рынке торговли одеждой с долей 2,7% за 2016 г. За ней идут «Спортмастер» (1,7%) и «Глория джинс» (1,5%).

По данным Fashion Consulting Group, за 2016 г. почти все крупнейшие зарубежные сети магазинов одежды наращивали число магазинов в России, а из крупных российских сетей рост был лишь у «Спортмастера», «Глории джинс» и O’stin. Ранее о планах открывать более крупные магазины в России кроме «Глории джинс» заявляли также Mangо, «Твое» и др.