«Совесть» есть, прибыли нет

Сейчас Qiwi выдает «Совесть» только в Москве/ Андрей Гордеев/ Ведомости

В ноябре 2016 г. Qiwi начала выпускать беспроцентные карты рассрочки «Совесть». Проект окажет масштабное влияние на прибыль Qiwi в 2017 г., обещал тогда гендиректор компании Сергей Солонин. Какое – Qiwi раскрыла вчера. По прогнозу Qiwi, в 2017 г. рост ее чистой выручки составит 2–5% (в 2016 г. год к году она увеличилась на 4%), а чистая прибыль сократится на 25–35% (в прошлом году она выросла на 14%). В 2016 г. скорректированная чистая выручка Qiwi составила чуть более 10,6 млрд руб., скорректированная чистая прибыль – чуть более 4,7 млрд руб., следует из ее отчета.

Сейчас Qiwi выдает «Совесть» только в Москве – всероссийская экспансия намечена на вторую половину 2017 г., говорит представитель Qiwi. Сколько карт выдано за четыре месяца, он не сказал. По его прогнозу, ощутимое влияние на выручку «Совесть» начнет оказывать в 2018 г. – по мере увеличения базы пользователей. Снижение чистой прибыли будет связано с увеличением расходов – в первую очередь на маркетинг нового продукта, объясняет представитель Qiwi.

Срок займа по «Совести» – 1–12 месяцев, сумма – 5000–300 000 руб., их принимают торговые и сервисные точки почти 70 брендов. Ставка по займу для держателей «Совести» в течение периода рассрочки – 0%: комиссию Qiwi платят продавцы товаров и услуг. Средняя ставка для розничных сетей составляет 3–6% от суммы покупки и зависит от срока, на который предоставляется кредит, а также от параметров конкретного бренда – партнера Qiwi, рассказывал ранее «Ведомостям» источник в одной из розничных сетей. По планам Qiwi к 2020 г. эта комиссия достигнет в среднем 6–7%. К этому времени Qiwi надеется расширить базу активных держателей «Совести» более чем до 2 млн, следует из материалов компании. Qiwi планирует, что суммарный размер транзакций к 2020 г. составит 35–40 млрд руб., а чистая выручка от кредитного бизнеса – 15–20 млрд руб. в год.

Карты рассрочки – перспективный продукт, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Такие продукты оказались, к примеру, очень востребованы в Белоруссии – например, у карты «Халва» (см. врез), которую МТ-банк начал выпускать в 2014 г., к концу 2016 г. было около 500 000 пользователей, рассказывает он.

Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов уверен, что новый продукт необходим Qiwi. Долгое время бизнес компании был связан с приемом платежей через платежные терминалы и электронный кошелек Visa Qiwi Wallet, но сейчас этот сегмент переживает не лучшие времена: покупатели товаров и услуг предпочитают платить без комиссий другими способами, рассуждает он.