Ответят за друзей

Изменения могут быть связаны с переездом ЖЖ в Россию/ Сергей Коньков/ ТАСС

Во вторник, 4 апреля, популярный блогхостинг «Живой журнал» (ЖЖ, LiveJournal) изменил пользовательское соглашение. Этот документ регулирует отношения между администрацией сервиса и его пользователями, его условия обязаны принять все подписчики сервиса – иначе им будет отказано в регистрации. Изменения могут быть связаны с переездом ЖЖ в Россию: владелец сервиса – компания Rambler & Co Александра Мамута перевела ЖЖ под управление российского ООО «СУП медиа» (тоже входит в холдинг), писал «Коммерсантъ». Ранее блогхостинг управлялся американской LiveJournal Inc.

В новом пользовательском соглашении ЖЖ прямым текстом возлагает ответственность за комментарии третьих лиц на самих блогеров. «Пользователь, разместивший в блоге комментарий, и пользователь, ведущий такой блог, несут субсидиарную ответственность в отношении такого комментария», – говорится в документе. Такую же ответственность несут владельцы сообществ в ЖЖ за комментарии пользователей в этих сообществах.

«Ведомости» изучили пользовательские соглашения сервисов Mail.ru, «В контакте», Facebook, «Яндекса». Все они снимают с себя ответственность за контент, который размещают их пользователи. Но ни одна из компаний жестко не прописывает субсидиарную ответственность пользователей за чужие комментарии. Представители «Яндекса» и Mail.ru Group говорят, что не планируют менять соглашения. Представитель Facebook не ответил на запрос.

Токсичный контент

В российском законодательстве с недавних пор есть механизм наказания за публикацию на интернет-сайтах незаконной информации. Такой сайт может быть заблокирован в России, а его владелец привлечен к ответственности.

«Суть пользовательского соглашения не изменилась, в нем и раньше был прописан отказ от ответственности за действия третьих лиц», – говорит представитель Rambler & Co Матвей Алексеев. «В новой версии соглашения формулировки стали более четкими – мы считаем, что в таком виде они больше соответствуют российскому законодательству», – добавил он, не раскрывая деталей.

По сути, ЖЖ подстраховывается и хочет прямо показать суду, что ответственность должен нести не владелец сервиса, а пользователи, объясняет замдиректора Координационного центра национального домена сети интернет по юридическим вопросам Сергей Копылов. Пользовательское соглашение, по его словам, является публичной офертой и его положения имеют юридическую силу в суде. Если в соглашении ответственность пользователя прямо не прописана, то в случае иска (например, о клевете) решение о том, ответствен ли блогер за чужие комментарии в своем блоге, остается на усмотрение суда. Пользовательское же соглашение ЖЖ подсказывает суду, какое решение тот может принять, не обременяясь поиском комментатора, резюмирует Копылов.

ЖЖ решил очевидным образом донести до своих пользователей, что они блогеры: по недавно принятому закону именно блогер несет ответственность за любую информацию, которая размещается в его блоге, говорит источник в одной из интернет-компаний. Другое дело, что по закону популярным блогером признается тот, чей блог посещает не менее 3000 человек в сутки, а ЖЖ к таковым отнес всех, добавляет собеседник «Ведомостей».