2,4 млрд евро за место в поиске

Google будет еще несколько лет судиться с Еврокомиссией, полагают аналитики / Krisztian Bocsi/ Bloomberg

Еврокомиссия наложила рекордный штраф в 2,4 млрд евро на Google за нарушение антимонопольных правил Евросоюза. Американская компания злоупотребляет доминирующим положением как поисковая система, решила комиссия. У Google есть 90 дней на исправление ситуации, в противном случае ему грозит следующий штраф в размере 5% годового оборота материнской компании Alphabet.

Предыдущий максимальный размер штрафа для одной компании, наложенный Еврокомиссией в рамках антимонопольного расследования, – 1,06 млрд евро. Он был назначен в 2009 г. производителю чипов Intel.

Для Google это также крупнейший проигрыш в разбирательствах с государственными регуляторами.

Представитель Google заявил, что компания не согласна с решением и, скорее всего, оспорит его. У Alphabet есть средства для выплаты штрафа – на счетах компании хранилось более $90 млрд, по данным на конец марта этого года.

Штраф в России

В 2016 г. российская Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала, что Google злоупотребил доминирующим положением на рынке операционных систем для смартфонов, и оштрафовала компанию совокупно на 439 млн руб. Расследование было начато по жалобе «Яндекса». Google попытался оспорить решение ФАС в суде, но в итоге в апреле этого года стороны подписали мировое соглашение и компания выплатила штраф.

Штраф против Google – личная победа комиссара Еврокомиссии Маргрет Вестагер. Она унаследовала расследование против американской компании от своего предшественника – Хоакина Альмуниа, который дважды отказывался выносить решения против американской компании – в 2013 и 2014 гг. Вестагер же выдвинула обвинения против Google вскоре после того, как вступила в должность комиссара Еврокомиссии. Она заявила, что Google систематически отдавал предпочтение в поиске своему сервису по поиску товаров Google Shopping. Когда пользователи ищут товары через Google, то первое, что видят, – ссылку на страницы в Google Shopping, страницы сервисов-конкурентов поисковик понижает, указано в решении комиссии. Чаще всего ссылки на конкурентные сервисы, которые так же, как Google Shopping, помогают сравнить цены на товары в разных магазинах, в результатах большинства запросов появляются лишь на четвертой странице. При этом 95% кликов получают ссылки, попавшие на первую страницу выдачи, указали чиновники. В прошлом ноябре Google подробно ответил на претензии чиновников, где указал, что поисковые системы точно так же конкурируют с агрегаторами цен и онлайн-магазинами за внимание пользователей, которые выбирают товары. Интернет-компания, в частности, сослалась на исследование 2015 г., которое показывает, что для немецких пользователей сайт, куда они направляются первым делом для покупок, – это Amazon и лишь 14,3% сначала ищут товар в Google. Компания настаивает, что показывает прежде всего ссылки на сами интернет-магазины, а не агрегаторы цен, что позволяет пользователям быстрее совершать покупки.

Несмотря на то что Еврокомиссия пока плотно занималась только изучением сервиса по поиску товаров Google, ее решение может иметь и более широкие последствия, писала прежде газета Financial Times. Аналогичные жалобы могут подавать и компании, работающие в других сферах – в области путешествий и поиска на локальных рынках. Тем более что Еврокомиссия уже ведет расследования возможных нарушений Google в других областях – на рынке онлайн-рекламы и магазинов приложений.

Европейские регуляторы с 2000 г. пристально изучали деятельность Microsoft, Intel, Apple, Google, Facebook и Amazon на предмет возможных антимонопольных нарушений. При этом Брюссель категорически отрицает, что чиновники Евросоюза ведут кампанию против американских технологических компаний.

Крупные европейские технологические компании и политики в течение долгого времени уговаривали Вестагер придерживаться жесткой линии в этом деле. Но это может усилить напряженность между странами ЕС и США: ситуация в этой сфере обострилась еще прошлым летом, после того как Еврокомиссия доначислила Apple 13 млрд евро недоплаченных налогов.

Аналитики, опрошенные The New York Times, полагают, что Google и Еврокомиссия проведут несколько следующих лет в суде, споря о том, как именно американская компания должна исправить бизнес-модель Google Shopping.