Грузы взлетели

Авиаперевозки значимы для транспортировки дорогостоящих грузов/ Евгений Разумный / Ведомости

Мировой рынок грузовых авиаперевозок вырос в 2016 г. на 4% до 52,6 млн т. Ведущие мировые производители гражданских самолетов Airbus и Boeing прогнозируют отрасли долгосрочный и стабильный рост. «Согласно новому прогнозу Airbus, рынок грузовых авиаперевозок будет расти ежегодно примерно на 3,8% в ближайшие 20 лет (в 2017–2036 гг.)», – говорит представитель концерна Мария Шляхтова. «Глобальный ВВП и объемы мировой торговли продолжают расти, прогнозируется, что объемы авиационных грузоперевозок, выраженных в коммерческих тонно-километрах, в ближайшие 20 лет будут возрастать в среднем на 4,2% ежегодно», – рассказала представитель Boeing Елена Александрова. На протяжении предыдущих трех с половиной десятилетий объем глобальных авиационных грузоперевозок, невзирая на внешние потрясения в виде экономических и политических событий и стихийных бедствий, в среднем ежегодно возрастал на 5,2%, добавила она.

«В последние годы эта отрасль демонстрировала нестабильность роста, но сейчас ценовой дифференциал между судовыми контейнерными перевозками и грузовыми авиаперевозками вернулся к исторической норме, благодаря чему авиаперевозки стали более привлекательными для грузоотправителей», – продолжает Александрова. Авиаперевозки значимы для транспортировки дорогостоящих грузов, таких как скоропортящиеся товары, бытовая электроника, дорогая одежда, фармацевтическая продукция, промышленное оборудование и автомобильные запчасти. Также грузовые авиаперевозки дают уникальные возможности для интернет-коммерции, говорит Александрова.

Грузоперевозки осуществляются как грузовыми самолетами, так и пассажирскими – вместимость нижнего грузового отсека последних увеличивается по мере введения в эксплуатацию авиакомпаниями новых типов воздушных судов с лучшими грузовыми характеристиками, добавляет она.

Крупнейшим российским грузоперевозчиком является AirBridgeCargo, которая оперирует флотом из 18 грузовых Boeing 747: в январе – октябре компания перевезла 465 696 т (большая часть ее грузов – транзитные). На 2-м месте «Аэрофлот», перевозящий грузы в багажных отсеках своих пассажирских самолетов, – 183 860 т. Третьей идет «Волга-Днепр» с парком из 12 Ан-124 «Руслан» и восьми Ил-76. Все российские авиакомпании перевезли за 10 месяцев 921 059 т грузов (рост на 18,3%).

Грузовой парк удвоится

По прогнозу Airbus, мировой парк грузовых самолетов увеличится за 20 лет с 1600 до 2400 единиц (с учетом того, что старые самолеты будут выбывать из эксплуатации), рост парка обеспечат в том числе 700 новых грузовых лайнеров, которые будут поставлены напрямую с заводов, рассказала Шляхтова.

Прогноз Boeing еще оптимистичнее: мировой парк грузовых самолетов американский концерн оценивал по итогам 2016 г. в 1810 единиц, а к 2036 г. прогнозирует его увеличение до 3030 судов. Всего отрасли потребуется с учетом замены выбывающих судов 2480 грузовых лайнеров, из них 920 будут новыми (их каталожная стоимость – примерно $260 млрд), говорит Александрова. Еще 1560 судов будут конвертированы из пассажирских (обычно пассажирские самолеты конвертируются в грузовые после 20 лет эксплуатации).

Наибольший спрос, по мнению аналитиков Airbus, придется на самолеты средней грузоподъемности (как непосредственно грузовые варианты, так и конвертированные из пассажирских судов), потребность в них на 20 лет оценивается в 950 единиц, из которых 398 – новые грузовые самолеты, добавляет Шляхтова. Boeing, наоборот, прогнозирует, что более востребованы будут суда большой грузоподъемности: из 920 новых самолетов, которые потребуются рынку в ближайшие 20 лет, 490 судов (53%) приходится на большие широкофюзеляжные самолеты (грузоподъемностью более 80 т) и 430 (47%) – на средние широкофюзеляжные суда (грузоподъемностью от 40 до 80 т), оценивает Александрова.

Без альтернатив

В сегменте магистральных грузовых самолетов Boeing и Airbus доминируют еще сильнее, чем в пассажирском, причем последний вышел на этот рынок относительно недавно, разработав грузовую версию самолета А330-220F (Freighter) и конвертированный из пассажирского самолет А330P2F (Passenger-to-Freighter), говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Альтернативу Boeing и Airbus предлагает только Россия в виде грузовой версии Ту-204, недавно два таких самолета пополнили парк «Почты России». Но производятся они в единичных экземплярах и в структуре мирового парка роли не играют, продолжает Пантелеев.

В России крупнейшим эксплуатантом грузовых Ту-204 является авиакомпания «Авиастар-Ту», у которой пять таких судов. Также Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) разрабатывает для Минобороны военно-транспортный самолет Ил-76-МД, выкатка которого произошла в этом году, продолжает Пантелеев. В принципе, ОАК готова после исполнения гособоронзаказа доработать его до гражданской грузовой версии, но есть сложность: этот самолет не планируется сертифицировать по гражданским нормам, поэтому поставлять его можно было бы только военным заказчикам или в страны третьего мира, говорит он.

Примечательно, что Airbus и Boeing предлагают грузовые суда с разными характеристиками грузоподъемности: А330-220F способен перевозить 74 т, а конвертированный А330P2F – 59–62 т (в зависимости от исходной пассажирской модели – А330-200 или А330-300). Это пересекается только с грузовым Boeing 767 Freighter, который способен перевозить 52,5 т груза. Другие модели американского концерна значительно грузоподъемнее: В777 Freighter – 102 т, четырехдвигательный В747 Freighter – 138 т.

Airbus уже выпустил 38 своих грузовых лайнеров и имеет заказы еще на 42, поставка конвертированных А330P2F началась только в этом месяце – первый самолет получила DHL Express, имеющая контракт на 10 таких судов и опцион еще на восемь, рассказала Шляхтова.

Boeing поставил на мировой рынок 344 грузовых самолета трех моделей и имеет заказы еще на 102, сказала Александрова.

Советские рекорды

Самым грузоподъемным самолетом в мире остается Ан-225 «Мрия» («Мечта»), выпущенный украинским концерном «Антонов» в 1988 г. в единственном экземпляре. Этот шестидвигательный самолет грузоподъемностью 250 т был специально создан для перевозки компонентов ракеты-носителя и космического корабля «Буран» от места производства и сборки к месту запуска. «Мрия» принадлежит «Антонову» и находится в летной годности. В 2016 г. «Антонов» договорился с китайской госкомпанией AICC достроить для нее вторую «Мрию», которую также начали строить еще в советское время, но не завершили, и с тех пор она хранилась у «Антонова». Китайцы не раскрывают, зачем им такой самолет. Все эксперты считают, что вместе с самолетом они получат также техническую документацию и доступ к технологиям, но обе стороны это отрицают.

Самым грузоподъемным самолетом, выпускавшимся серийно, является Ан-124 «Руслан». Четырехдвигательный самолет может перевозить до 150 т груза. Было выпущено 55 «Русланов», 31 из них принадлежит Минобороны России, крупнейшие коммерческие эксплуатанты – «Волга-Днепр» (12) и дочерняя авиакомпания концерна «Антонов» (8). Изначально они выпускались также для транспортного обеспечения советской космической программы.

До 2015 г. «Волга-Днепр» и «Антонов» эксплуатировали «Русланы» в рамках совместной компании, которая перевозила уникальные грузы для ООН. В 2015 г. «Антонов» разорвал сотрудничество и отказался продлевать ресурс самолетам «Волга-Днепр» – по истечении назначенного ресурса эксплуатация «Русланов» станет невозможной. Договориться о продлении ресурса до сих пор не удалось.

«Волга-Днепр» первой начала коммерческую эксплуатацию «Русланов», она, по сути, создала рынок перевозки уникальных сверхтяжелых грузов», – напоминает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Но сейчас эти самолеты безнадежно устарели морально и физически, они в высшей степени неэффективны, экономического смысла продолжать их эксплуатацию нет, добавляет он.

«Конечно, перевозить грузы в контейнерах или паллетах намного эффективнее самолетами Airbus и Boeing, но «Русланы» будут востребованы, так как потребность в перевозках сверхгабаритных и сверхтяжелых грузов остается, – считает Пантелеев. – Правда, рынок этот невелик, его может быть недостаточно примерно для 20 «Русланов», находящихся в коммерческой эксплуатации». «Этот рынок существует только потому, что есть самолеты, такие грузы перевозились и до «Русланов», и после их остановки будут найдены другие решения», – не согласен Рыбак.