Рынок увеличил тягу

Российский рынок магистральных тягачей движется к удвоению роста продаж
/ Андрей Махонин/ Ведомости

Российский рынок магистральных тягачей растет второй год подряд. По итогам 10 месяцев 2017 г. их продажи увеличились на 83%, приводит данные начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун. Магистральные тягачи обеспечили основной рост рынка грузовиков в целом, а доля этого сегмента в 2017 г. составила рекордные 37,2%, отмечает он. Предыдущий исторический максимум был зафиксирован в 2012 г. – 34,5%.

Всего в этом году будет продано 26 500–27 000 магистральных тягачей, прогнозирует «Автостат». По оценке «Камаза», лидирующего в этом сегменте, – около 24 000 машин. Для сравнения: весь рынок тяжелых грузовиков (полной массой свыше 14 т) может увеличиться на 49% до 60 000 автомобилей, прогнозирует представитель автоконцерна.

Оживший рынок

«В начале прошлого года курс рубля был стабильным, а цены на нефть упали, что привело рынок грузовых автомобилей к самым низким показателям за весь кризисный период, – вспоминает представитель Scania в России. – Последующая стабилизация рынка и рост продаж непосредственно связаны со стабилизацией экономической ситуации в стране. Сейчас рынок грузовых автомобилей показывает отличные результаты».

«В последнее время происходит рост ставок на перевозки, что в первую очередь повышает доходность транспортных компаний, и спрос на тягачи увеличивается. Многие клиенты откладывали покупку новых грузовиков в 2014–2016 гг., и сейчас им необходимо обновлять свои автопарки», – отмечает представитель «ДК рус» (СП «Камаза» и Daimler).

Рынок переживает быстрое восстановление, констатирует и представитель «МАН трак энд бас рус»: «Благодаря стабилизации на глобальном уровне и общему подъему экономики России у многих российских клиентов появилась возможность увеличить горизонт планирования. Накопленный отложенный спрос увеличил показатели продаж этого года». Выросший спрос позволяет европейским производителям возвращать свои позиции. По итогам 2017 г. доля рынка большой европейской семерки на российском рынке приблизится к докризисному показателю в 30%, прогнозирует представитель «МАН трак энд бас рус».

Помимо общего оживления рынка продажам «Камаза» в сегменте магистральных тягачей помогают машины нового модельного ряда с использованием кабин (выпускаются на «Камазе») и узлов Daimler – акционера и индустриального партнера компании. Сейчас их доля в общих продажах марки в России составляет 15%, а в 2018 г. ее планируется увеличить до 24%, говорит представитель «Камаза». Завод даже решил разделить производство: с 2018 г. на первой линии главного сборочного конвейера будут выпускаться только грузовики традиционного модельного ряда «Камаза», на второй – машины нового поколения. Динамика продаж могла бы быть и выше, «но особенности поставок комплектующих от наших зарубежных партнеров сдерживали рост», замечает представитель «Камаза». Сейчас компания совместно с Daimler строит завод каркасов кабин нового поколения мощностью 55 000 шт. в год. Первый образец магистрального тягача «Камаз-54901» с новой кабиной был представлен на выставке «Комтранс-2017», а серийное производство начнется в 2019 г. По словам представителя компании, новые автомобили будут также оснащаться новым рядным шестицилиндровым двигателем Р6, сейчас идет подготовка к его производству. В середине 2018 г. планируется запустить первую очередь мощностью 12 000 двигателей в год.

Импортные тягачи подорожают

Судя по текущим тенденциям, рынок в 2018 г. будет мало отличаться от 2017-го, считает представитель «ДК рус». По прогнозу «Автостата», продажи магистральных тягачей продолжат расти и достигнут отметки в 30 000 шт. Это близко к докризисному уровню.

При оптимистическом сценарии рост премиального сегмента в 2018 г. будет нулевым или в пределах 5%, при пессимистическом варианте продажи сократятся на 10–15%, прогнозирует «МАН трак энд бас рус». Восстановительный рост преимущественно за счет реализации отложенного спроса себя уже исчерпал, поясняет представитель компании. Вторая причина такого сдержанного прогноза – ожидаемая с начала 2018 г. очередная индексация утилизационного сбора на автомобили, добавляет он.

Для магистральных тягачей индексация в 2018 г. может составить 40%, а в среднем по грузовому сегменту – 17%. Утилизационный сбор платят импортеры и локальные производители, но часть местных предприятий получает промышленные субсидии, сопоставимые с суммой сбора. Базовая ставка сбора для грузовиков и автобусов – 150 000 руб., также применяются коэффициенты в зависимости от параметров машины. В итоге сейчас за магистральный тягач полной массой до 20 т платится утилизационный сбор в размере 364 500 руб. и 718 500 – за тягач полной массой 20–50 т, приводит данные Топтун. Это 5–12% розничной цены нового грузовика, подсчитал он. По его мнению, в случае 40%-ной индексации утилизационного сбора цена на импортные магистральные тягачи может увеличиться на 4–10%. Это может привести к увеличению рыночной доли отечественных производителей, которым уплату утилизационного сбора компенсируют, прогнозирует Топтун.

Грузовики премиум-сегмента, по прогнозу компании, могут подорожать в среднем на 20%, говорит представитель «МАН трак энд бас рус».

«Камаз» ранее заявил, что индексация сбора «не повлечет повышения розничных цен на продукцию компаний группы «Камаз». «Оказываемая значительная государственная поддержка отрасли в виде мер стимулирования спроса, поддержки производства экологически чистой и перспективной автомобильной техники позволит нивелировать повышение утилизационного сбора», – пояснялось в сообщении компании.

Представители Scania в России, СП «Даймлер Камаз рус» не стали комментировать возможное влияние индексации утилизационного сбора. Представитель Volvo Group Trucks Russia на вопросы не ответил.