Отравление без отравителей

Ранее британские официальные лица заявляли, что отравление Скрипалей «с высокой степенью вероятности» устроено российскими властями/ Toby Melville / AP

Международные эксперты подтвердили факт использования в Солсбери боевого отравляющего вещества. Это следует из опубликованного в четверг сообщения Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) об итогах расследования инцидента в Великобритании, где 4 марта были отравлены экс-полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его дочь Юлия. Согласно сообщению, группа технической поддержки ОЗХО по запросу Великобритании получила в этой стране образцы крови пострадавших и образцы с места загрязнения, а также ознакомилась с результатами анализов, проведенных британскими специалистами.

Анализ образцов в уполномоченной ОЗХО лаборатории в Нидерландах и повторный анализ взятых британцами проб подтвердил выводы Лондона о типе вещества. ОЗХО также отметила его высокую чистоту (низкое количество примесей). Название и структура вещества приведены в закрытом отчете, доступном для стран – членов ОЗХО (в том числе и России). В связи с выводами ОЗХО Великобритания потребовала созвать заседание Совета Безопасности ООН.

Ранее британские официальные лица заявляли, что использованное вещество относилось к классу боевых отравляющих веществ «Новичок» советской разработки и отравление Скрипалей «с высокой степенью вероятности» устроено российскими властями. Москва решительно отвергает эти обвинения и требует предъявить ей материалы британского расследования.

ОЗХО выполнила работу в соответствии со своими протоколами – речь шла об идентификации самого вещества, а не об установлении страны, где оно было произведено, поясняет Иван Коновалов из Центра стратегической конъюнктуры. В результате позиции обеих сторон не претерпят изменений, считает эксперт: Великобритания будет настаивать на вине России, ссылаясь на подтверждение своих анализов ОЗХО, а Москва – отвергать эти обвинения, подчеркивая, что страна происхождения ОЗХО не определена, и обвинять Лондон в провокации. Тем не менее у сторон остается возможность определенных действий и в рамках ОЗХО, но вряд ли она будет использована для совместного поиска выхода из ситуации: скорее Лондон и Москва и дальше будут стараться своими демаршами подтвердить собственную правоту, заключает Коновалов.