Объединение реальностей

Покемономания, поразившая мир на этой неделе, конечно, очередная мода, которая пройдет, как прошла гроза над Москвой, оставив после себя поваленные деревья и красивые фотографии. Но то, с какой скоростью игра Pokemon Go распространяется по смартфонам пользователей, говорит о том, что мир не просто готов к новым реальностям – дополненным или виртуальным, – но с нетерпением ждет объединения реального и виртуального миров.

Игра заключается в том, что игрок ходит по реальному миру, а Pokemon Go подсказывает ему, где спрятался покемон (компьютерный зверек, изобретенный в прошлом веке японской компанией Nintendo). Игрок с помощью камеры смартфона видит покемона включенным в реальный мир и ловит его, кидая в него виртуальный мячик-ловушку. В реальном мире с ловцами покемонов зачастую происходят не меньшие приключения, чем в мире виртуальном. Иногда они трогательны – например, когда совместная охота приводит двух незнакомых людей к романтическим отношениям, иногда ужасны – как в штате Миссури, где полиция арестовала банду вооруженных грабителей, с помощью геолокации заманивавших игроков в ловушку. Теперь нужно лишь небольшое усилие воображения, чтобы представить себе, как исследователи компьютерных миров – от Minecraft до Eve Online – выползут из-за своих мониторов на улицу, которая станет больше чем улицей – ареной компьютерных сражений. Еще легче представить связанные с этим запреты будущей Думы (пока вы ловите покемона на стопке секретных документов, дядя Сэм похищает военные тайны!). Но реальности уже начали объединяться, и это тесто не затолкать обратно.

Перспективы этого объединения захватывают не только производителей компьютерных игрушек. Разработчик Pokemon Go – компания Niantic уже предложила ритейлерам платить ей за размещение на территории магазина покемонов. По сути, магазинам предлагается ловить покупателей «на живца». Платить они будут «подушно», т. е. за каждого приведенного в магазин посетителя. Это тоже объединяет реальный мир с компьютерным, где рекламодатели платят рекламным площадкам за каждый переход на их сайт.

Впрочем, технологии дополненной или виртуальной реальности дают бизнесу гораздо больше возможностей, позволяя например, бесконечно расширять полки магазинов, фактически объединив реальную и виртуальную витрины; или давая возможность прикинуть, как будет смотреться вещь без поиска нужного размера и примерки.

* Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»