От редакции: Залог здоровья

В стремлении удвоить ВВП и повысить благосостояние народа нельзя забывать о том, что качество жизни определяется не только доходами граждан, но и состоянием окружающей среды, в которой граждане живут.

В США и Канаде работает такая система: страна поделена на несколько макрорегионов, в каждом из которых объем выбросов фиксируется на определенном уровне. Компании, стремящиеся расти, вынуждены либо инвестировать в технологии снижения выбросов, либо покупать квоты на выбросы у более “чистых” соседей. Этот подход принят и Киотским протоколом.

В Европе система основана на принципе “загрязнитель платит”. Выбросы предприятий с учетом вредности пересчитываются в некие стандартные единицы, за которые и взимается плата (система per unit – “плата за единицу”). В этих условиях выбросы, например, серы в Германии за 20 лет снизились в восемь раз, а во Франции – примерно в четыре раза. В России же при 300 000 предприятий, негативно влияющих на экологию, система охраны окружающей среды фактически не работает. Функции экоконтроля до начала 2004 г. были у Минприроды, заинтересованного прежде всего в эффективном использовании природных ресурсов, а не в защите экологии. С 2001 г. платежи за выбросы идут в федеральный и местные бюджеты, а не в специальные внебюджетные экофонды. По оценкам экспертов-экологов, лишь около 10% от объема платежей направляется на экологические программы. А власти оказываются заинтересованы в росте уровня загрязнения – это наполняет бюджет – и стимулируют предприятия к увеличению загрязнения, вводя для них временные льготные ставки платы за выбросы. Неудивительно, что, по данным Минприроды, последние 10 лет уровень загрязнения воздуха, воды и почвы рос в среднем на 5% в год.

Изменить эту ситуацию хочет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному контролю (Ростехнадзор). Правительством в целом одобрена концепция, которая предполагает отмену временных льготных ставок платы за выбросы и резкое повышение платы, которая теперь будет разделена на две части: за нормативные выбросы (может быть низкой) и сверхнормативные. Для сравнения: сегодня плата за сброс тонны ртути в России составляет около 6000 руб., а в Германии – более 60 000 евро.

Учитывая, что сегодня экологические платежи в различных отраслях составляют от 0,04% до 0,12% от производственных затрат, у компаний нет стимулов к серьезным вложениям в экологические технологии. Рост затрат может такие стимулы создать, хотя стимулирующего “зачетного” механизма, как в Европе, концепция Ростехнадзора не предполагает.