От редакции: 14 600 бедных налоговиков

Руководители налоговой службы своеобразно отреагировали на требование президента Владимира Путина прекратить “терроризировать” бизнес. В ближайшее время штат ФНС увеличится на 9%, или 14 600 человек. Чиновники утверждают, что дополнительные сотрудники нужны не для того, чтобы усилить репрессии, а для того, чтобы дать компаниям больше возможностей отбиться от необоснованных претензий. Во всяком случае, значительная часть новичков будет работать в службах внутреннего контроля, куда можно будет пожаловаться на коррупцию, и в специальных отделах, которые займутся досудебным урегулированием налоговых споров.

В последнее время ФНС, Минфин и даже администрация президента старательно шлют бизнесу так называемые положительные сигналы. Налоговики объявляют тендер на проведение социологического опроса о качестве собственной работы и приглашают к сотрудничеству налоговых консультантов из аудиторских и прочих компаний. Администрация президента просит экспертов разработать критерии, по которым законную налоговую минимизацию можно было бы отличить от преступного уклонения. Вроде бы все хорошо, но, если углубиться в детали происходящего, становится как-то не по себе.

Идею создать в каждой инспекции службу внутреннего контроля выдвинул вице-премьер Александр Жуков одновременно с предложением проводить повторные проверки только по решению суда. Но вопрос этот оказался настолько спорным, что обсуждение его пришлось отложить до осени. В итоге никакие документы, которые регламентировали бы работу нового подразделения ФНС, не приняты и даже не разработаны, а штат уже увеличивается. С другой стороны, сейчас налоговики с трудом заполняют вакантные должности даже в пределах установленной штатной численности, и где они найдут еще 14 600 сотрудников на скромную инспекторскую зарплату – большой вопрос. Наконец, медленно, но верно инспекции переходят на электронный документооборот. По состоянию на 1 июля 2003 г. отчетность в электронном виде сдавали 14,7% компаний, а год спустя – уже 40,7%, утверждается на сайте ФНС. И в этой связи сотрудников, которые раньше тратили кучу времени на то, чтобы заносить данные из поданных деклараций в компьютер, можно смело перенаправлять на другие участки работы. И штат ФНС в связи с глобальной компьютеризацией должен, по идее, не увеличиваться, а уменьшаться.

Не исключено, что руководители ФНС действительно хотят или даже пытаются повернуться лицом к налогоплательщику. А сомнения в правильности происходящего – следствие мнительности отдельных комментаторов. Может быть, чиновникам пора объявить среди экспертов тендер на поиск более очевидной связи между увеличением численности налоговых инспекторов и улучшением налогового климата?