От редакции: Ответ Америки

Авторы закона, ставшего результатом многолетней дискуссии в обществе и конгрессе, подчеркивают, что меры не смогут завтра же снизить рекордные цены на топливо. Цель стратегии – повысить стабильность энергетической сферы США в перспективе 5–10 лет. При этом 1724-страничный закон охватывает вопросы диверсификации поставок нефти, снижения энергопотребления и даже введения единых стандартов и требований к энергетической инфраструктуре.

Официальная цена вопроса – $12,3 млрд. Эти средства пойдут прежде всего на налоговые льготы, призванные стимулировать добычу нефти и газа, прежде всего на шельфе, строительство атомных и ветряных электростанций, электросетей и инфраструктуры для транспортировки сжиженного природного газа. Налоговые вычеты получат и потребители, покупающие гибридные автомобили, энергоэффективные кондиционеры, обогреватели, устанавливающие в домах энергосберегающие окна и солнечные батареи.

При этом нельзя сказать, что стратегия единодушно принята американским обществом – сомнений и протестов по поводу законопроекта хватает. Конгрессмены-демократы указывают на то, что в законе нет мер, стимулирующих автопроизводителей повышать энергоэффективность двигателей. Экологи опасаются, что ограничение права властей штатов влиять на строительство потенциально опасных объектов и политическая поддержка нефтяников позволит последним пренебрегать экологией. Наконец, протесты вызывает и сама идея налоговых льгот для нефтегазовой отрасли, за которые фактически заплатят другие налогоплательщики.

Критики указывают на рекордные прибыли ExxonMobil в 2004 г. и во втором полугодии 2005 г. – $24,5 млрд и $15 млрд соответственно – и далеко не бедственное положение других нефтяников. Тем более что тот же ExxonMobil вместо выплаты компенсаций жертвам экологической катастрофы 1989 г. – разлива нефти из танкера Valdez – тратит миллионы на лоббизм, направленный на снятие запрета добычи нефти в заповедниках Аляски.

И тем не менее, несмотря на всю критику, возражения и подозрения в том, что закон пролоббирован нефтяниками и известным своей благосклонностью к ним вице-президентом США Диком Чейни, новая энергетическая стратегия – это реальная попытка ответить на серьезнейший вызов современности. А критика служит своего рода защитой от самых грубых ошибок и просчетов. Давление общественности может быть инструментом коррекции стратегии в будущем.

При этом высокие цены на нефть – это не исключительно американская проблема, а глобальный вызов, затрагивающий и Россию. То, что Россия от высоких цен только выигрывает, – неправда. Это признают уже даже российские чиновники. Дорогая нефть увеличивает доходы бюджета, стабфонд и золотовалютные резервы, дает властям больше возможностей для широких жестов вроде повышения пенсий и зарплат бюджетникам. Но параллельно все острее встает социально чувствительная проблема дорогого бензина, подстегивающая и без того трудно контролируемую инфляцию.

Еще опаснее стагнация – инвестиционная и производственная – российской нефтянки на фоне таких рекордных цен. Налоговые изъятия, привязанные к нефтяным ценам, оказываются столь велики, что лишают нефтяную отрасль если не средств, то стимулов к инвестициям и расширению производства. При этом западные компании могут направлять все больше средств на свое развитие, из-за чего российские компании в будущем могут оказаться неконкурентоспособными, признают отечественные нефтяники.

Однако российские власти, похоже, не находят поводов для беспокойства, продолжают азартно делить нефтяные активы и складывать экспортные сверхдоходы в большой сундук.