От редакции: Не то шлют

Бюджетное задание для налоговиков – вещь не только неправильная, но и незаконная. По закону инспекторы должны не наполнять бюджет, а следить за правильностью исчисления и уплаты налогов. Но суровая реальность долгие годы заставляла правительство забывать об этом неудобном обстоятельстве, и в итоге руководителям налогового ведомства спускали строгие разнарядки, которые они, в свою очередь, доводили до подчиненных.

Тем ничего не оставалось, как брать под козырек и рапортовать об успехах в деле выполнения и перевыполнения плана. По итогам первого полугодия 2005 г. объем собранных доходов в консолидированный бюджет и госфонды достиг 2,753 трлн руб., что превышает план на 37,5%. Этот рост, по признанию пресс-службы ФНС, на две трети обеспечен экономическим ростом и улучшением налогового администрирования, доначислением налогов крупнейшим компаниям в ходе налоговых проверок.

Неудачников “налоговой жатвы” ждало наказание. Например, осенью 2003 г. Центральный и Карасунский административные округа города Краснодара были отстранены от участия в конкурсе на звание лучшего округа за невыполнение плана по сбору налогов, что означает как минимум лишение премий чиновников администраций округов. А начальник налоговой инспекции одного из регионов несколько лет назад в интервью прямо признался, что за невыполнение плана по сбору налогов предусмотрены санкции “вплоть до увольнения с занимаемой должности”.

Но похоже, что нефтяное изобилие, атака на “ЮКОС”, в результате которой многие крупные налогоплательщики стали более сознательными, а также явная необходимость улучшить налоговый климат сделали свое дело. У чиновников появился прекрасный повод вспомнить о законе. Тем более что президент Владимир Путин признал в послании Федеральному собранию, что закон важнее денег, заявив, что “приоритетом должна стать проверка исполнения налогового и таможенного законодательства, а не выполнение каких бы то ни было планов по сбору налогов и пошлин”.

Итак, бюджетного задания с 1 июля больше не существует. Но вместо него появились загадочные “бюджетные ориентиры”, которые Минфин по-прежнему доводит до ФНС, но которые, по словам чиновников, выполнять не надо. И это очень настораживает, ведь задание по закону тоже не нужно было выполнять, что никогда не мешало руководителям МНС драть за него три шкуры с начальников территориальных подразделений. И если “ориентиры” выполнять не нужно, зачем вообще посылать их налоговикам? Чтобы примерно ориентироваться в ситуации и не проглядеть появление какой-нибудь новой масштабной схемы минимизации, вполне достаточно иметь под рукой прошлогодние данные по сбору налогов, которые в службе и так есть. А “добровольные” и “необязательные к выполнению” ориентиры будут только смущать налоговиков, которые привыкли, что с них требуют выполнения плана, и вряд ли смогут быстро изменить собственное мировоззрение.

Если главное в работе налоговых органов – не выполнять план, а следить за соблюдением закона, то им следовало бы рассылать не “ориентиры”, а Налоговый кодекс и Конституцию. Чтобы не забывали, например, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. Или что у налоговых правонарушений есть срок давности.