Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1471 от 11.10.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Право тратить

От редакции: Право тратить

России необходимо быстро и собранно двигаться вперед – с этим мало кто спорит. И для успешного продвижения нужна максимальная координация усилий всех тех, кто принимает ключевые решения, – это тоже очевидно. Но у российского государства есть сразу несколько центров принятия главных решений – каждый со своими приоритетами, аппаратными интересами и интригами.

Вызванный этой “многополярностью” ступор можно преодолевать, например, волевыми решениями – двигаться вперед, рубя гордиевы узлы один за другим. По такой логике действовал президент, объявив свои социальные инициативы. Теперь так же поступил премьер-министр Михаил Фрадков, выступивший с ни с кем не согласованным планом снижения НДС с 18% до 13%. Хочется понять, не станут ли рожденные таким образом инициативы жертвами того самого паралича, которым они порождены.

Основной центр принятия расходных решений сегодня – это Кремль. И эти решения, естественно, не обсуждаются, а выполняются. Национальные проекты президента – это 115–120 млрд руб. в 2006 г. и еще по 200 млрд руб. – в 2007 и 2008 гг. Ранее то же было с повышением в два раза доходов бюджетников к 2008 г. – после обещания, прозвучавшего в послании президента, никакие споры уже невозможны.

Вносит свою лепту и Дума, хотя это логичнее тоже отнести на счет Кремля, ведь договаривались обо всем депутаты именно там. Итог их активности: бюджет-2006 сверстан исходя из цены $40 за баррель, расходы достигли 4,253 трлн руб., рост расходов по сравнению с планом на этот год – на 40% и на 24,7% – по сравнению с фактическим исполнением бюджета на 2005 г. (по состоянию на середину августа).

Большинство этих инициатив далеко не бесспорны. Почему повышают зарплату медиков, но не учителей? Почему врачей общей практики ставят выше специалистов? Не приведут ли растущие госрасходы к инфляционному шоку? Вопросов масса, но с президентом не спорят – Минфину предлагается оплатить все по факту. И быть готовым в любой момент обеспечить финансирование новых неожиданных проектов. И чем ближе к выборам, тем таких сюрпризов будет больше.

Понимая это, Алексей Кудрин страхуется. Отсюда нежелание дальше снижать налоги и идти на ослабление “налогового террора” – иначе налоговики просто не справятся в новых условиях. Падение “не нефтяного” налога НДС без адекватного урезания расходов резко увеличивает зависимость бюджета от нефти, которая сегодня и так обеспечивает уже больше половины доходов бюджета. Полагаться на дорогую нефть еще больше просто опасно, что бы там ни писали про $100 за баррель в 2007 г. Итог – сверхконсервативная финансовая политика Минфина в ожидании новых расходных инициатив из Кремля.

Логика развития и удвоения ВВП не стыкуется толком ни с логикой прихода, ни с логикой расхода. В результате идея премьера – в принципе совершенно верная, рациональная и оправданная, хотя, возможно, и не самая оптимальная именно с точки зрения стимулирования роста экономики – оказывается несвоевременной, опасной для бюджета и малозначимой для бизнеса. Снижение ставки налога – это, конечно, хорошо. Но каждый предприниматель знает, что налоги ему могут доначислить за прошлые годы или в ходе обеспечения “100%-ной эффективности выездных проверок”, к которой теперь будут стремиться налоговики. Они ужесточают давление, поскольку знают, что отвечают за доходы, которые могут понадобиться на неожиданные расходы, которые придумываются в другом центре принятия решений. И вот премьер, который не может сдирижировать гармоничное сотрудничество двух этих сторон, вынужден становиться третьей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать